Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
41964
Имя
Антонио Вивальди
Дата рождения
4 марта 1678 года
Титульное фото
https://images.vfl.ru/ii/1644844494/f3026968/38030925.jpg
Фотографии
https://images.vfl.ru/ii/1644844495/07a8e843/38030926.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1644844495/ea91e342/38030927.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1644844495/2eb5732b/38030928.jpg
Информация [11198 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Antonio Vivaldi
[b]Дата рождения:[/b] 4 марта, 1678 | рыбы
[b]Место рождения:[/b] Венеция, Италия
[b]Дата смерти:[/b] 28 июля, 1741 | 63 года
[b]Место смерти:[/b] Вена, Австрия
[b]Карьера:[/b] Композитор, дирижёр
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка, опера
[/block][block=Биография]

Антонио Лучиано Вивальди - итальянский композитор, дирижёр, педагог, скрипач-виртуоз, автор 500 концертов для соло инструментов и оркестра, 90 опер, гений, чьи произведения были преданы забвению в течение 200 лет.

[b]Детство и юность[/b]

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Джованни был родом из Брешии, а в 10 лет поселился в Венеции вместе с матерью. В те времена цирюльники брили, стригли, завивали и помадили клиентов, а также развлекали их музицированием.

Вивальди-старший совмещал парикмахерское искусство с игрой на скрипке. Джованни стал скрипачом в капелле собора Святого Марка, также его имя значится в списке основателей музыкального общества и даже на титульном листе одной оперы, датированной 1689-м годом.

Директором упомянутого общества был композитор и автор опер Джованни Легренци. На основании этих фактов составители биографии Вивальди пришли к выводу, что композитор талантом и первыми шагам на музыкальном поприще обязан отцу, который привил сыну любовь к скрипке и передал собственные навыки, идеальный слух и мастерство игры. Также существует версия, что юный Антонио и сам обучался у Легренци.

Обстоятельства рождения Вивальди-младшего позволили выяснить точную дату его появления на свет. Дело в том, что мальчик родился недоношенным, на седьмом месяце. Акушерка, принимавшая роды, посоветовала сразу крестить ребёнка на случай внезапной смерти. Спустя пару часов после рождения младенца уже окрестили, о чём свидетельствует запись в церковной книге.

По легенде, в тот день в Венеции произошло землетрясение, и ребёнок родился раньше положенного срока. Камилла якобы дала обет отдать сына в священнослужители, если он выживет. Удивительно, но Антонио выжил, хоть и отличался слабым здоровьем и субтильным строением.

Из-за астмы мальчику было трудно передвигаться, под запретом оказались и духовые инструменты. Зато любимая с младенчества скрипка была в полном распоряжении будущего маэстро, и с 10 лет Антонио заменял отца, играя в капелле Святого Марка.

С 13 лет Вивальди-младший исполнял должность привратника при соборе. Затем состоялось ещё несколько посвящений юного служителя церкви в более высокие должности. Мессу Антонио служил лишь один раз. Ему сделали послабление ввиду слабого здоровья, и юноша получил возможность посвятить себя музыке.

В те времена венецианские священники совмещали написание концертов, духовной музыки со служением Богу. Это считалось столь же естественным, как и наличие музыкальных инструментов в каждой цирюльне. В XVII веке Венецианская республика была одной и самых просвещённых и культурных стран мира, а в области оперы, светской и духовной музыки задавала тон остальной Европе.

[b]Музыка[/b]

В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории "Ospedale della Pietà". Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.

Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки.

Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.

Вивальди работал в консерватории с 1703-го по 1740-й гг., не считая восьмилетнего перерыва с 1715-го по 1723-й, а с 1713 года стал её директором. Все эти годы композитор неустанно трудился - только для приюта им написано более 60-ти произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых и оркестровых выступлений.

В 1705-м и 1709-м годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году - 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.

В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.

С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства - светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импресарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.

По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтверждённым авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушённая в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.

В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед римским папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.

В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года». На самом деле их правильное название - «Четыре времени года». Каждый из скрипичных концертов посвящён весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества Вивальди.

Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчётливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьёв, детские голоса, трели птиц узнаваемых пород и даже падение конькобежца на льду.

Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.

Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, "под крыло" к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.

К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.

[b]Личная жизнь[/b]

В качестве священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия, который он соблюдал на протяжении всей жизни. И всё же недоброжелатели сумели усмотреть нарушение приличий в его близких отношениях с одной из воспитанниц консерватории, Анной Жиро и её сестрой Паолиной.

Вивальди был учителем и наставником Анны, которая, по воспоминаниям современников, привлекала внимание публики не силой и диапазоном голоса, а актёрским дарованием. Для этой девушки композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе с ней время на родине и в разъездах.

Сестра Анны, Паолина, боготворила маэстро и стала при нём добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врождёнными недугами и телесной слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.

В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться очередной карнавал с неизменными операми, не пустил Вивальди и его спутниц в город, а также повелел отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.

[b]Смерть[/b]

Антонио Вивальди скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Жизнь композитора оборвалась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сёстры получили печальное известие.

После смерти имя Вивальди было незаслуженно забыто. Пожалуй, только Иоганн Себастьян Бах искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.

[i]По материалам 24smi.org[/i]
[/block][block=Знаете ли вы, что...]

– Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века.

– Антонио Вивальди - первый композитор, создавший концерты для скрипки и оркестра, двух, четырёх скрипок и двух мандолин. Также он прославился тем, что мог всего за пять дней написать трёхактную оперу и десятки музыкальных вариаций на одну тему.

– Единственный цветной портрет Вивальди, который знаком всем по фото в учебниках, вполне может быть изображением совершенно другого человека (на картине не указаны инициалы, а сам портрет не похож на другие портреты композитора).

– У маэстро было прозвище "рыжий священник" из-за медного цвета волос, редкого среди венецианцев.

– Пресловутое «Танго смерти», приписываемое Вивальди, на самом деле композиция под названием «Palladio» современного композитора Карла Дженкинса, а «Эльфийская ночь» - песня группы "Secret Garden".

– Композиция «Летняя гроза» из цикла «Времена года» в исполнении Ванессы Мэй - одна из самых популярных в мире мелодий.

[/block][block=Композитор]
[b]Оперы[/b]

«Оттон в деревне»
«Роланд, мнимый безумец»
«Арсильда, царица Понта»
«Коронация Дария»
«Артабан»
«Теузоне»
«Тит Манлий»
«Фарначе»

[b]Псалмы[/b]

«Beatus vir»
«Confitebor tibi Domine»
«Dixit Dominus»
«Lauda Jerusalem»

[b]Оратории[/b]

«Торжествующая Юдифь»
«Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу»
«Большая кантата «Глория и Гименей»

[b]Кантаты для голоса с сопровождением[/b]

«Под сенью прекрасного бука»
«Мой взгляд к нему направлен»
«Амур, ты победил»
«Исчезли вы, дни золотые»
«Так плачьте, источники слёз»

[b]Инструментальные концерты и сонаты[/b]

«Буря на море»
«Удовольствие»
«Охота»
«Времена года»
«Ночь»
«Щеглёнок»
«Прелюдия»[/block]
Дата добавления
16.03.2022 в 17:03
Автор
4138517
Дата редактирования
09.11.2023 в 22:28
Последнее обновление персоны в архиве
30.04.2024 в 04:27