Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
41968
Имя
Франц Легар
Дата рождения
30 апреля 1870 года
Титульное фото
https://images.vfl.ru/ii/1645811951/9a100d8d/38222048.jpg
Фотографии
https://images.vfl.ru/ii/1645811951/1ca62740/38222049.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1645811951/9da82597/38222050.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1645811951/be14c4ce/38222051.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1645811951/43873431/38222052.jpg
Информация [19881 символ]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Franz Lehar
[b]Дата рождения:[/b] 30 апреля, 1870 | телец
[b]Место рождения:[/b] Коморн, Австро-Венгрия
[b]Дата смерти:[/b] 24 октября, 1948 | 78 лет
[b]Место смерти:[/b] Бад-Ишль, Австрия
[b]Карьера:[/b] Композитор, дирижёр
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка, оперетта
[b]Супруга:[/b] Софи Пашкис (умерла)
[/block][block=Биография]

Франц Легар - венгерский и австрийский композитор, дирижёр. Наряду с Иоганном Штраусом и Имре Кальманом - крупнейший композитор венской оперетты, основоположник её «неовенского» этапа в начале XX века.

[b]Ранние годы[/b]

Франц Легар родился в австро-венгерском городе Коморн, в наши дни этот город разделён на две части - словацкое Комарно и венгерский Комаром. Будущий композитор был первенцем в семье военного капельмейстера Франца Легара-старшего и его жены Христины Нойбрандт. Среди предков Легара были немцы, венгры, и возможно, даже славяне. В семье, кроме Франца, родились ещё трое младших детей - Анна-Мария (Маришка), Антон и Эмми. Языком общения в семье был венгерский.

Уже в пять лет Франц-младший знал ноты, играл на скрипке и блестяще импровизировал на фортепиано. Начальное образование он получил в Будапештской гимназии, одновременно занимаясь музыкой под руководством Иштвана Томки. Потом два года изучал немецкий язык в чешской Моравии.

В 12 лет Легар поступил в Академию музыки Богемии (ныне Пражская консерватория) по классу скрипки, где его учителем был Антонин Бенневиц. Закончил обучение в 18 лет. Антонин Дворжак отметил богатые творческие способности Легара и рекомендовал ему оставить скрипку и заняться композицией. Уроки композиции Легар брал у композитора Зденека Фибиха втайне от отца, который считал, что став скрипачом, сын обеспечит себе настоящий заработок.

Несколько месяцев Легар работал скрипачом-концертмейстером в Бармен-Эльберфельде, а затем стал скрипачом и помощником дирижёра в отцовском военном оркестре, расквартированном тогда в Вене. Чтобы не платить театру неустойку при разрыве контракта, Легар попросил отца устроить ему призыв в армию. В австрийской армии Легар числился с 1888-го по 1902-й годы.

[b]Начало карьеры[/b]

В 1890 году 20-летний Легар ушёл из отцовского оркестра и стал военным капельмейстером в Лошонце, самым молодым в истории страны. К этому времени относятся его первые композиции - марши, песни, вальсы (были изданы два марша и вальс «Чары любви»). Одновременно Легар пробовал свои силы в музыке для театра. Две первые оперы, «Кирасир» и «Родриго», остались незаконченными.

В 1894 году Легар перевёлся на флот и стал капельмейстером военно-морского оркестра в портовом городе Пула (ныне Хорватия). Здесь в 1895 году появилась на свет его первая опера «Кукушка», на сюжет из русской жизни. Либретто было основано на книге очерков американского журналиста Джорджа Кеннана «Сквозь Сибирь». Герои - политический ссыльный Алексей и его возлюбленная Татьяна - с весенним зовом кукушки бегут из сибирской ссылки. Оперу поставил Макс Штегеман, премьера состоялась в лейпцигском "Штадттеатре" 27 ноября 1896 года. Публика отнеслась к постановке доброжелательно. И хотя сенсации опера не произвела, однако газеты уже тогда отметили сильный, своеобразный талант автора. Первый успех омрачило сообщение о неожиданной смерти 18-летней любимой сестры Маришки. «Кукушку» позднее ставили, также с умеренным успехом, в Вене и Кёнигсберге, а в Будапеште опера заслужила личное одобрение императора Франца-Иосифа I. Впоследствии Легар предложил новую редакцию этой оперы под названием «Татьяна» (1905), но и на этот раз большого успеха не добился.

После «Кукушки» Легар полтора года служил в оркестре 87-го полка (сначала Триест, затем всё та же Пула). В 1898 году в Будапеште умер отец, и Легар занял его место, став капельмейстером 3-го боснийско-герцеговинского пехотного полка австро-венгерской армии. В 1899 году Легар добился перевода в 26-й пехотный полк, расположенный в Вене, оговорив в контракте, что если полк покинет Вену, то Легар не будет обязан его сопровождать. В эти годы Легар продолжал сочинение вальсов, полек и маршей. Некоторые из них, например, «Gold und Silber» (Золото и серебро, 1899), который Легар написал для карнавала Паулины Меттерних, стали очень популярными и исполняются по сей день. Вскоре Вена оценила Легара, он становится известным композитором и музыкантом.

[b]Первые оперетты[/b]

Вскоре после перехода в театр "Ан дер Вин" Легар получил сразу два заказа - из "Карлтеатра" на оперетту «Решетник» и от своего театра - на оперетту «Венские женщины». Первой состоялась премьера вполне традиционной по сюжету оперетты «Венские женщины» в "Ан дер Вин" (21 ноября 1902 года), в главной роли выступил знаменитый Александр Жирарди. Приём был восторженным, оперетта с успехом шла позднее в Берлине и Лейпциге, а в Будапеште она ставилась под названием «Будапештские женщины».

Месяц спустя (20 декабря 1902 года) успех Легара закрепил триумф оперетты «Решетник». Либретто написал Виктор Леон, драматург и главный режиссёр Карлтеатра, главные персонажи - словаки Янку и Суза, а также еврейский мудрец и шутник Вольф Бер Пфефферкорн. Мелодика оперетты соединяет славянские и австрийские мотивы (у Пфефферкорна - также и еврейские). В роли Сузы выступила 23-летняя Мицци Гюнтер, будущая звезда «Весёлой вдовы». Венские критики встретили новаторский по сюжету и по музыке спектакль прохладно - по их мнению, оперетта «фальшиво сентиментальна», а славянская музыка, вдохновлявшая автора, была признана «чуждым Вене, неприятным и отталкивающим элементом». Тем не менее оперетта выдержала 225 представлений подряд, почти все номера приходилось повторять "на бис". Зрители оценили искреннюю лиричность музыки, красочность фольклорных славянских мотивов, превосходную оркестровку. Спектакль оставался в активе театра до лета 1920 года, выдержав около пятисот представлений. Ставили «Решетник» также в Петербурге (в 1907 году, под названием «Вольф Пфефферкорн») и Нью-Йорке (1909).

Две следующие оперетты Легара - фарсовый «Божественный супруг» (1903) и «Шуточная свадьба» (1904) имели посредственный успех. «Божественный супруг» стал первой опереттой Легара, поставленной в России в 1905 году, под названием «Шалости богов»

Уже первые оперетты Легара показали отличия авторского стиля от устоявшихся стандартов. В отличие от Франца Зуппе, Иоганна Штрауса и других основоположников венской оперетты, музыка Легара, кроме обычной своей эстетической роли, раскрывала и психологию персонажей, что позволяло глубже мотивировать их поступки и отношения. До Легара драматический психологизм в театральной музыке был характерен скорее для оперы. Биограф Легара Мария Петеани пишет: «Он мог поставить себя на место каждого, в любые ситуации, настроения, ландшафты, проникнуть до конца в каждую душу... Таково свойство его природы». Нельзя также не упомянуть о виртуозной оркестровке, которую Легар неизменно осуществлял лично. Чтобы глубже раскрыть тему, он охотно использовал непривычные для театра музыкальные инструменты - арфа, челеста, гитара, цимбалы, тамбурин и другие.

В 1903 году Легар, отдыхая в Бад-Ишле, встретил 25-летнюю Софи Пашкис (1878 - 1947), бывшую тогда замужем и носившую фамилию Мет. Вскоре они вступили в гражданский брак и больше не расставались. Бракоразводный процесс Софи продолжался ещё много лет, так как до распада католической Австро-Венгрии оформить там развод было практически невозможно.

[b]«Весёлая вдова» и «Граф Люксембург»[/b]

Мировую славу Легару принесла представленная 30 декабря 1905 года в «Ан дер Вин» оперетта «Весёлая вдова». Либретто написали Виктор Леон и Лео Штейн, переработавшие сюжет остроумной комедии Анри Мельяка «Атташе из посольства».

Премьера оперетты состоялась в "Ан дер Вин" 30 декабря 1905 года, и на ней дирижировал сам Легар. Успех был грандиозным. Зрители вызывали "на бис" многие номера, главный лирический вальс исполнялся "на бис" трижды, а в финале публика устроила нескончаемую овацию. Аншлаги спектакля имели место на протяжении всего 1906 года, оперетту спешно ставили по всему миру: Гамбург, Берлин, Будапешт, Париж, Милан, Лондон, Мадрид... «Весёлую вдову» ставят в России, в США, Аргентине, даже в Цейлоне и в Японии. Многие критики и ценители сравнивали музыку Легара начала 1900-х с лучшими творениями Пуччини, хвалили композитора за удачное сочетание венского стиля со славянской меланхолией и французской пикантностью.

Весёлую вдову» даже по сравнению с другими опереттами Легара отличает исключительная цельность - многоплановое остроумие динамичного сюжета продуманно сочетается с настроением и расстановкой музыкальных номеров (включая даже танцы), психологической глубиной музыкальных характеристик персонажей и ситуаций. В этой оперетте по-прежнему видное место занимают славянские мотивы - например, песня о Виле, черногорские танцы, хоровод "коло". Сам Легар позднее пояснил:

С «Весёлой вдовой» я нашёл свой стиль, к которому стремился в предыдущих произведениях... Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики... Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель - облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости...»

Реализация этой программы началась не сразу. Летом 1906 года умерла мать Легара, Христина Нойбрандт. В этом и следующем году Легар написал два рядовых одноактных водевиля, а в 1908 году - оперетты «Троеженец» и «Княжеское дитя», имевшие небольшой успех. В этот период венская оперетта переживала возрождение - начали появляться работы таких мастеров, как Лео Фалль, Оскар Штраус и Имре Кальман.

12 ноября 1909 года появился ещё один шедевр Легара: оперетта «Граф Люксембург», написанная всего за три месяца. Сюжет либретто был вполне традиционным (переделан из старой оперетты Иоганна Штрауса «Богиня разума»), но обаяние проникновенной музыки Легара позволило этой оперетте почти повторить успех «Весёлой вдовы». После триумфальной премьеры в "Ан дер Вин" последовали 300 спектаклей подряд, спустя несколько месяцев оперетта с феерическим успехом шла в Петербурге (это была первая зарубежная постановка), Берлине, Риме и Лондоне, а в 1910 году в Германии по ней был даже снят немой фильм.

Первые оперетты Легара положили начало так называемой "неовенской оперетте", форма которой впоследствии была выкристаллизована Кальманом. В основе всегда лежал серьёзный конфликт интересов, но счастливый финал был обязателен. Действие представляло собой смену лирических и комических эпизодов, героев с интересными и разнообразными характерами, но при этом каждого с определённым амплуа. Легар ввёл танец, никогда прежде не имевший такого значения в оперетте; запоминающиеся мелодии, моментально становившиеся популярными. В опереттах Легара появилась и сформировалась так называемая "каскадная пара" - субретка и простак, надолго ставшая визитной карточкой жанра. Однако сам Легар не останавливался на достигнутом - последующие годы он посвятил новым поискам.

[b]«Цыганская любовь», «Сильва» и другие[/b]

Первой попыткой Легара соединить оперетту с серьёзным драматическим сюжетом стала «Цыганская любовь» (1910, "Карлтеатр"), работа над которой шла одновременно с «Графом Люксембург». Она открыла серию произведений, которые позже критики шутливо назвали «легариадами», а сам Легар - романтическими опереттами. Здесь всё было вызывающе нешаблонно - и музыка, больше похожая на оперную, и драматизм сюжета, и нередко отсутствие традиционного счастливого финала. В этих опереттах нет героев и злодеев, каждый прав по-своему. Легар поставил себе цель своей музыкой способствовать созданию у слушателей устойчивой душевной гармонии, он мечтал об «опереточной расе» счастливых и радостных людей.

Музыкальные номера в «Цыганской любви» существуют не отдельно друг от друга, а образуют целостное, непрерывно развивающееся музыкально-драматическое действие. Проявив незаурядный талант драматурга, Легар лично редактировал клавир и либретто, расписывая подробности театрального действия, сочетания музыкальных и психологических особенностей отдельных сцен спектакля.

Музыка оперетты чрезвычайно эмоциональна. Основой мелодики «Цыганской любви» на этот раз стали венгерские фольклорные мотивы - Легар выявил сполна венгерскую сторону своей музыкальной натуры. Композитор вообще создавал музыку всегда для конкретного эпизода, добиваясь их эстетического взаимоусиления. Он практически никогда не использовал не пригодившиеся ранее или «заготовленные впрок» темы.

Далее Легар с переменным успехом продолжил эту линию. После «Цыганской любви» международную популярность завоевала оперетта «Ева» (1911) с роскошной музыкой, но невнятным сюжетом. В следующем, 1912 году, Легар посетил Россию, чтобы участвовать как дирижёр в петербургской премьере «Евы». В Москве и Петербурге Легар встречался со многими театральными деятелями России, говорил о своём желании написать ещё одну "русскую" оперетту и выучил для публики русское слово "спасибо".

Следующая оперетта «Наконец одни» (1914) была принята хорошо. Позже она была переделана и ныне известна под названием «Как чуден мир» (1930). Оперетта известна своим вальсом, а её музыку сравнивали с симфонизмом Вагнера и называли "альпийской симфонией".

Театры оперетты, несмотря на войну, возобновили свою работу в 1915 году. Ошеломляющий успех имела оперетта Кальмана «Княгиня чардаша» («Сильва»), которую (как, впрочем, и оперетты Легара) ставили даже на другой стороне фронта, в России. У Легара в эти годы появилась лишь малоудачная оперетта «Звездочёт», которую позже он дважды переделывал под новыми названиями («Танец стрекоз» в 1922 году, «Жиголетта» в 1926-м), но безрезультатно - от этой оперетты осталось только знаменитое «танго Жиголетты».

Лишь в 1918 году Легар добился нового успеха, создав свою «самую венгерскую» оперетту «Там, где жаворонок поёт» с напряжённо-драматическим сюжетом. Премьера оперетты, вопреки обыкновению, прошла сначала не в Вене, а в Будапеште, 1 февраля 1918 года. В обеих постановках дирижировал сам Легар, и оба спектакля имели огромный успех. В России оперетту впервые поставил петроградский Малый оперный театр в 1923 году.

В послевоенные годы Легар продолжает отход от канонов неовенской оперетты, и ищет новые формы для романтической музыкальной драмы. Следующая его оперетта, «Голубая мазурка» (1920), где он вновь вернулся к славянской мелодике, заслужила международный успех. Зрители и критики чествовали 50-летие Легара и называли его самым великим австрийцем в мире. В марте оперетту поставили в Берлине, немецкий критик отметил: «Необыкновенный по силе талант Легара, который так резко отличает его от многих конкурентов, не вознёс его над опереттой... он остаётся при оперетте, как бы невзначай разрушив её стиль».

Первая постановка оперетты Легара в Советской России состоялась в 1921 году - Петроградский театр музкомедии, оперетта «Звездочёт», режиссёр Николай Евреинов. В 1923 году большой успех имела в России «Голубая мазурка».

Следующая оперетта, «Королева танго» (переделка «Божественного супруга», 1921), не нашла отклика у зрителей. «Фраскита» (1922) была также принята прохладно, хотя знаменитый романс Армана из этой оперетты стал популярным. Немного лучше была принята экзотическая «Жёлтая кофта» (1923), позднее переименованная в «Страну улыбок», для которой Легар специально изучил и воплотил китайскую мелодику.

С 1921 года Легар начал сотрудничество с ведущим тенором Рихардом Таубером (прозванного поклонниками "австрийским Карузо"), специально для которого писал лирические арии, так называемые "Tauberlied". Среди этих арий - знаменитая "мелодия века" «Dein ist mein ganzes Herz» (в русском переводе «Звуки твоих речей») из оперетты «Страна улыбок», которую охотно исполняют и в наши дни лучшие теноры мира. Чтобы работать с Легаром, Таубер отказался от оперной карьеры и полностью посвятил себя оперетте. Только его участие помогло продержаться сложной в исполнении «Фраските». По примеру театра "Ан дер Вин" другие мировые театры также стали приглашать в оперетты Легара оперных певцов.

В 1923 году формальности развода Софи были завершены, и Легар наконец смог оформить брак с ней. В этом же году он начал работу над одной из лучших своих романтических оперетт - «Паганини». Партия Паганини была специально рассчитана на Таубера. Премьера в Вене прошла в 1925 году с посредственным успехом, но берлинская постановка 1926 года с Таубером стала триумфальной (сто аншлагов). С этого момента все премьерные постановки оперетт Легара (кроме «Джудитты») осуществляются не в Вене, а в Берлине - венская публика в то время предпочла стиль Кальмана.

В 1927 году Легар вернулся к русской тематике и написал оперетту «Царевич» с печальной и трогательной историей любви царевича Алексея и танцовщицы Сони. Лейтмотивом музыки служит трагическая «Волжская песня», которую позже включали в свой репертуар Николай Гедда, Фриц Вундерлих, Иван Ребров и другие исполнители. Премьера в Берлине вновь имела триумфальный успех.

Хорошо была принята в 1928 году и следующая оперетта, «Фридерика», главный персонаж которой - молодой Гёте. На берлинской премьере присутствовала элита Веймарской республики, в том числе Альберт Эйнштейн и Генрих Манн. Публика вызывала "на бис" чуть ли не все номера, оперетта обошла сцены многих стран. В 1929 году появилась и также имела огромный успех «Страна улыбок» - дополненная новая редакция «Жёлтой кофты».

По опереттам Легара практически ежегодно начали ставить кинофильмы, первоначально немые, а после 1929 года уже с музыкой. Первым звуковым фильмом-экранизацией Легара стала «Фраскита» (1934, режиссёр Карел Ламач), она же стала первой опереттой, переданной по радио (Берлин, 1926). Легар также написал музыку к трём кинофильмам: «Большой аттракцион» (1931), «Венский роман» (1931) и «Великая княгиня Александра» (1933)

Последней опереттой Легара стала вполне успешная «Джудитта» (1934), поставленная в Венском оперном театре, и довольно близкая к оперному музыкальному стилю. Это "самое трагичное из созданий Легара" автор оценивал выше всех других. Затем Легар отошёл от композиции и занялся дирижированием и издательским делом (ещё в 1923 году он основал музыкальное издательство «Glocken-Verlag»).

[b]Последние годы[/b]

23 января 1946 года Легар и Софи уехали в Швейцарию лечиться и провели два года в Цюрихе. В мае 1947-го к ним приехал Рихард Таубер, они вместе строили планы новых постановок и записей. В августе Таубера пригласили в Лондон, и друзья расстались. Это была их последняя встреча - Таубер умер полгода спустя. Очень скоро не стало и Софи - она скончалась 1 сентября 1947 года. На помощь Легару из Будапешта приехала его сестра Эмми.

Легар, чьё здоровье сильно пошатнулось, вернулся в свой дом в Бад-Ишле, где составил завещание и вскоре умер, пережив жену всего на год. Могила его находится там же, рядом с могилой матери Христины. В день похорон Легара по всей Австрии были вывешены траурные флаги. Над могилой, как того пожелал сам композитор, прозвучала «Волжская песня» из оперетты «Царевич».

Свой дом в Бад-Ишле Легар завещал городу - там сейчас находится музей композитора. Также в своём завещании Легар запретил неавторизованные переделки своих произведений - они должны исполняться в том виде, в каком были написаны.

[i]По материалам Википедии[/i]
[/block][block=Композитор]
[b]Оперетты[/b]

1934 «Джудитта»
1926 «Царевич»
1925 «Паганини»
1925 «Кло-Кло»
1923 «Жёлтая кофта»
1922 «Фраскита»
1920 «Голубая мазурка»
1918 «Там, где жаворонок поёт»
1916 «Звездочёт»
1914 «Наконец одни»
1913 «Идеальная жена»
1911 «Ева»«
1910 «Цыганская любовь»
1909 «Граф Люксембург»
1909 «Княжеское дитя»
1908 «Троеженец»
1907 «Современный Митислав»
1905 «Весёлая вдова»
1904 «Шуточная свадьба»
1904 «Божественный супруг»
1902 «Лудильщик»
1902 «Венские женщины»
1901 «Кубинка Арабелла» (не закончена)
1896 «Кукушка»
1892 «Кирасир» (не закончена)
[/block]
Дата добавления
16.03.2022 в 17:56
Автор
4138517
Дата редактирования
17.01.2023 в 22:38
Последнее обновление персоны в архиве
30.04.2024 в 04:27