Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
41970
Имя
Сергей Прокофьев
Дата рождения
23 апреля 1891 года
Титульное фото
https://images.vfl.ru/ii/1645812201/185ea40e/38222173.jpg
Фотографии
https://images.vfl.ru/ii/1645812201/64993db4/38222174.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1645812201/aa3a8b93/38222175.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1645812201/336d45e2/38222176.jpg
Информация [8343 символа]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Сергей Сергеевич Прокофьев
[b]Дата рождения:[/b] 23 апреля, 1891 | телец
[b]Место рождения:[/b] Сонцовка, Екатеринославская губерния, Российская Империя
[b]Дата смерти:[/b] 5 марта, 1953 | 61 год
[b]Место смерти:[/b] Москва, СССР
[b]Карьера:[/b] Композитор, дирижёр
[b]Жанр:[/b] Симфоническая музыка
[b]Супруга:[/b] Каролина Кодина (двое детей)
[/block][block=Биография]

Сергей Сергеевич Прокофьев - один из самых значительных композиторов XX века, причём не только для отечественных любителей классической музыки. Его симфоническая сказка для детей «Петя и волк», балет «Ромео и Джульетта» и меланхоличная симфония №7 входят во все списки мировых шедевров.

[b]Детство и юность[/b]

Родился Сергей в Донецкой области, в станице Сонцовка, которая теперь называется селом Красное. Отец Прокофьева был учёным, занимался агрономией, так что семья принадлежала к интеллигенции. Воспитанием сына занималась мама, а так как женщина в детстве неплохо научилась играть на пианино, она стала приучать его и к музыке вообще, и к инструменту в частности.

Впервые за фортепиано Серёжа сел в возрасте 5 лет, а уже через несколько месяцев написал первые пьески. Мать записывала все его сочинения в специальную тетрадку, благодаря чему эти детские работы сохранились для потомков. К 10 годам Прокофьев уже имел в своём арсенале массу произведений, в том числе две оперы.

Всем окружающим было понятно, что такой музыкальный талант нужно развивать, и для мальчика нанимают одного из прославленных российских преподавателей, Рейнгольда Глиэра.

В 13 лет Сергей уезжает в Санкт-Петербург и поступает в столичную консерваторию. Причем закончил её одарённый юноша сразу по трём направлениям: как композитор, пианист и органист.

Когда в стране произошла революция, Прокофьев решает, что оставаться в России бессмысленно. Он уезжает в Японию, а оттуда добивается разрешения переехать в США. Ещё в Санкт-Петербурге Сергей Сергеевич начинал выступать как пианист и на концертах исполнял только собственные произведения.

Этим же он занялся и в Америке. Позднее гастролировал по Европе и имел большой успех. Но в 1936 году Прокофьев возвращается в Советский Союз и постоянно проживает в Москве.

[b]Музыка[/b]

Если не считать детские работы, то с самого начала сочинительства Сергей Прокофьев проявил себя как новатор музыкального языка. Его гармонии были настолько насыщены звуками, что это не всегда находило положительный отклик у публики. Например, в 1916 году, когда в Петербурге впервые исполнялась «Скифская сюита», многие слушатели уходили из концертного зала, так как музыка обрушилась на них, словно природная стихия, и вызвала в душе страх и жуть.

Прокофьев достигал такого эффекта за счёт сочетания сложной, часто диссонирующей, полифонии. Особенно явно подобный эффект слышен в операх «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», а также во Второй и Третьей симфониях.

Но постепенно стиль Сергея Сергеевича становился спокойнее, умереннее. К откровенному модерну он добавил романтизм, и в результате сочинил самые знаменитые произведения, вошедшие в мировую летопись классической музыки. Более светлые и мелодичные гармонии позволили признать шедеврами балет «Ромео и Джульетта» и оперу «Обручение в монастыре».

А симфоническая сказка «Петя и волк», написанная специально для Центрального детского театра, и вальс из балета «Золушка» и вовсе стали визитными карточками композитора и до сих пор, наряду с Седьмой симфонией, считаются вершиной его творчества.

Нельзя не упомянуть и музыку для фильмов «Александр Невский» и «Иван Грозный», с помощью которой Прокофьев доказал, что может писать в других жанрах. Интересно, что для западных слушателей и музыкантов именно композиции Сергея Прокофьева являются воплощением русской души. В таком ракурсе использовали его мелодии, например, британский рок-музыкант Стинг и американский кинорежиссёр Вуди Аллен.

[b]Личная жизнь[/b]

Когда композитор находился на гастролях в Европе, он познакомился в Испании с Каролиной Кодиной, дочерью русских эмигрантов. Они поженились, и вскоре в семье появилось двое сыновей - Святослав и Олег. Когда в 1936 году Прокофьев вернулся в Москву, супруга с детьми поехали вместе с ним.

С началом Великой Отечественной войны Сергей Сергеевич отправил родных в эвакуацию, а сам жил отдельно от них. Больше с супругой он не съезжался. Дело в том, что композитор познакомился с Марией-Цецилией Мендельсон, которую все называли Мира. Девушка училась в Литературном институте и была на 24 года моложе возлюбленного.

Прокофьев подавал на развод, но Лина Кодина отказала, понимая, что для неё, как рождённой за границей, только брак с известным человеком является спасительной соломинкой в период массовых арестов и репрессий. 

Впрочем в 1947 году советское правительство сочло первый брак Прокофьева неофициальным и недействительным, поэтому композитор смог жениться вновь без каких-либо препятствий. А Лину вскоре арестовали и сослали в мордовские лагеря. После массовой реабилитации 1956 года женщина уехала в Лондон, где пережила бывшего мужа на 30 лет.

[b]Смерть[/b]

Здоровье композитора к концу 1940-х годов сильно ослабело. Он почти не выезжал с подмосковной дачи, где соблюдал строгий медицинский режим, но всё равно продолжал работу - писал одновременно сонату, балет и симфонию. Зиму Сергей Прокофьев проводил в московской коммунальной квартире. Именно там он и скончался 5 марта 1953 года в результате очередного гипертонического криза.

Так как композитор умер в один день с Иосифом Сталиным, то всё внимание страны было приковано к смерти вождя, а кончина композитора оказалась фактически незамеченной и неосвещённой прессой. Родственникам даже пришлось столкнуться с трудностями организации похорон, но в результате Сергей Прокофьев всё же был упокоен на Новодевичьем кладбище.

[i]По материалам Википедии и 24smi.org[/i]
[/block][block=Знаете ли вы, что...]

– Сергей Прокофьев был большим поклонником шахмат, причём он играл далеко не на любительском уровне. Композитор был серьёзным соперником даже для признанных гроссмейстеров и даже обыгрывал будущего чемпиона мира, кубинца Хосе Рауля Капабланку.

Также известны афоризмы композитора: «Шахматы для меня - это особый мир, мир борьбы планов и страстей» и «Шахматы - это музыка мысли». Новаторство было свойственно творческой натуре Прокофьева с ранних лет. В том числе и в шахматах, когда он, будучи четырнадцатилетним юношей, носился с мыслью перенести эту игру с квадратной доски на шестиугольную, у которой были бы шестиугольные поля. Несмотря на то, что изобретение не было додумано до конца, так как движения ладьи и слона были неожиданно похожими, а ход пешки совсем неясен, впоследствии его замысел воплотился в создании «девятерных шахмат» с доской в формате 24х24 поля и правил игры с задействованием девяти комплектов фигур.

[/block][block=Композитор]
[b]Балеты[/b]

1948 - 1950 «Сказ о каменном цветке»
1940 - 1944 «Золушка»
1935 - 1936 «Ромео и Джульетта»
1930 «На Днепре»
1929 «Блудный сын»
1924 «Стальной скок»
1915 «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»

[b]Театральные постановки[/b]

1937 - 1938 «Гамлет»
1936 «Борис Годунов»
1936 «Евгений Онегин»
1933 «Египетские ночи»

[b]Музыка к кинофильмам[/b]

1942 - 1945 «Иван Грозный»
1942 «Партизаны в степях Украины»
1942 «Котовский»
1941 «Лермонтов»
1938 «Александр Невский»
1933 «Поручик Киже»

[b]Произведения для симфонического оркестра[/b]

1951 «Встреча Волги с Доном»
1950 «Летняя ночь»
1949 «Пушкинские вальсы»
1947 «Тридцать лет»
1945 «Ода на окончание войны»
1943 «Семён Котко»
1941 «Летний день»
1936 «Петя и волк»
1914 - 1915 «Ала и Лоллий»
1910 - 1915 «Осеннее»
1910 «Сны»

[url=https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_произведений_Сергея_Прокофьева_(по_жанрам)]Все произведения Сергея Прокофьева[/url]
[/block][block=Награды и премии]

1957 Ленинская премия (посмертно)
1951 Сталинская премия II степени
1947 Сталинская премия I степени
1947 Народный артист РСФСР
1946 Сталинская премия I степени (трижды)
1944 Золотая медаль Королевского филармонического общества
1944 Заслуженный деятель искусств РСФСР
1943 Сталинская премия II степени
1943 Орден Трудового Красного Знамени
1933 Почётный профессор Московской государственной консерватории им. Чайковского
[/block]
Дата добавления
16.03.2022 в 18:24
Автор
4138517
Дата редактирования
09.11.2023 в 22:24
Последнее обновление персоны в архиве
30.04.2024 в 04:27