Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
41971
Имя
Модест Мусоргский
Дата рождения
21 марта 1839 года
Титульное фото
https://images.vfl.ru/ii/1645812480/27a7ca8c/38222240.jpg
Фотографии
Информация [9984 символа]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Модест Петрович Мусоргский
[b]Дата рождения:[/b] 21 марта, 1839 | овен
[b]Место рождения:[/b] Карево, Псковская губерния, Российская империя
[b]Дата смерти:[/b] 28 марта, 1881 | 42 года
[b]Место смерти:[/b] Санкт-Петербург, Российская империя
[b]Карьера:[/b] Композитор, дирижёр
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка, опера
[/block][block=Биография]

Модест Петрович Мусоргский - великий русский композитор, чьи сочинения были вдохновлены историческими и фольклорными традициями. Сознательно игнорируя устоявшиеся каноны западной музыки, творец-новатор создал произведения с уникальным национальным колоритом, прославившим мощь и самобытный характер русского народа. Опера «Борис Годунов» стала образцом вокально-симфонического фундаментализма и повлияла на творчество многих композиторов конца XIX - начала XX столетия.

[b]Детство и юность[/b]

Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.

Пётр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.

Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке, и в 1852 году представил первую самостоятельно сочинённую пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьёз не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жёсткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врождённому таланту и приобретённому мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест Петрович начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.

В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в Санкт-Петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, он познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за воспитание и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

[b]Музыка[/b]

Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, два оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.

В течение трёх лет Мусоргский сочинял произведение по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо», а через некоторое время занялся адаптацией «Ночи накануне Ивана Купала» Николая Гоголя. Но написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к этим проектам и не окончил ни один из них.

В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора, и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальным драматизмом.

Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, получивших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидело симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.

Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.

Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал "разговорной оперой", ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».

Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений, и сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.

Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на двух темах - судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году.

Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства, и принесло величие и славу создателю. Премьера оперы состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.

Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».

В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».

В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение двух лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.

[b]Личная жизнь[/b]

Большую часть жизни Мусоргский провёл в Санкт-Петербурге, вращаясь в обществе культурной и творческой элиты. Члены «Могучей кучки» стали для композитора второй семьёй, с которой он разделял успехи и невзгоды, победы и поражения.

Несмотря на то, что Модест Петрович имел хорошее положение в обществе, он не был счастлив в личной жизни и не имел ни жены, ни детей. Единственной дамой, к которой сочинитель питал нежные чувства, была Людмила Ивановна Шестакова, сестра Михаила Глинки, отвечавшая Мусоргскому сердечной материнской привязанностью. Свидетельством этих отношений стали письма, сохранившиеся в творческом архиве композитора.

[b]Смерть[/b]

В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Бурная молодость с бесконечными вечеринками и кутежами привела к тому, что в 40-летнем возрасте композитор начал испытывать приступы безумия, причиной которых было злоупотребление алкоголем.

Опасаясь за собственный рассудок, Модест Петрович нанял личного доктора Джорджа Каррика, действующего президента петербургского общества врачей, и с его помощью попробовал избавиться от пагубной привычки.

Кризис наступил, когда Мусоргского уволили со службы. Композитор, доведённый до нищеты, пережил 4 приступа белой горячки и попал в больницу. Друзья, в числе которых был художник Илья Репин, написавший предсмертный портрет композитора, оплатили лечение, но этим лишь ненадолго отсрочили неизбежное.

16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ алкогольного психоза стал причиной смерти великого русского композитора. Через несколько дней коллеги похоронили Мусоргского в Санкт-Петербурге на территории Александро-Невского монастыря, а в 1972 году в фамильном особняке матери композитора открыли музей, посвящённый его жизни и творчеству.

[i]По материалам 24smi.org[/i]
[/block][block=Композитор]

1877 «Песни и пляски смерти»
1874 «Картинки с выставки»
1874 «Без солнца»
1874 «Сорочинская ярмарка»
1873 «Хованщина»
1870 «Детская»
1869 «Борис Годунов»
1868 «Женитьба»
1867 «Ночь на Лысой горе»
1859 «Марш Шамиля»
1857 - 1866 «Юные годы»
[/block]
Дата добавления
16.03.2022 в 18:32
Автор
4138517
Дата редактирования
09.03.2024 в 09:55
Последнее обновление персоны в архиве
30.04.2024 в 04:27