Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
41978
Имя
Камиль Сен-Санс
Дата рождения
9 октября 1835 года
Титульное фото
https://i5.imageban.ru/out/2022/03/18/a20c76df0246fc5504cc8462c861d438.jpg
Фотографии
https://images.vfl.ru/ii/1645812592/30069e3e/38222309.jpg
Информация [10902 символа]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Camille Saint-Saëns
[b]Дата рождения:[/b] 9 октября 1835 | весы
[b]Место рождения:[/b] Париж, Франция
[b]Дата смерти:[/b] 16 декабря, 1921 | 86 лет
[b]Место смерти:[/b] Алжир
[b]Карьера:[/b] Композитор, дирижёр
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка, опера
[b]Супруга:[/b] Мари-Лора Трюффо (двое детей)
[/block][block=Биография]

Шарль-Камиль Сен-Санс - французский композитор эпохи романтизма, пианист, органист, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель, педагог. Талантливый мастер игры на органе, виртуозный пианист и дирижёр, чьи предпочтения лежали в области классики, сыграл важную роль в развитии музыки, передав собственный опыт будущим поколениям сочинителей.

Сен-Санс сочинял во всех современных ему музыкальных жанрах. Среди наиболее часто исполняемых сочинений: сюита «Карнавал животных» (1887), «Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром» (1863), «Второй фортепианный концерт» (1868), симфоническая поэма «Пляска смерти» (1874) и опера «Самсон и Далила» (1877).

[b]Детство и юность[/b]

Шарль-Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 декабря 1835 года и был единственным сыном Жак-Жозеф-Виктора Сен-Санса, чиновника управления внутренних дел Франции, и Франсуазы-Клеманс Коллен, заботившейся о доме и подрастающем сыне. В младенческом возрасте Камиль потерял отца и некоторое время жил в Корбейле, расположенном недалеко от Парижа в южном направлении, опекаемый внимательной и заботливой няней с медицинским образованием.

По возвращении в столицу ребёнок жил в обществе матери и бабушки по имени Шарлотта Массон, которая распознала музыкальный талант внука и обучила его основам игры на пианино. В 7-летнем возрасте Сен-Санс стал учеником композитора Камиля Стамати, который развил гибкость кистей и подвижность пальцев мальчика, обогатив его врождённые способности навыками техники игры на фортепиано.

Камиль начал давать концерты, когда ему исполнилось 5 лет. Сначала он выступал перед камерной аудиторией, а в 1845 году дебютировал на сцене «Salle Pleyel» с программой, состоявшей из произведений Моцарта и Бетховена. Продолжив обучение у композитора Пьера Маледаны и органиста Александра Пьера Франсуа Боэли, Сен-Санс готовился к поступлению в консерваторию. В 1848 году подросток выдержал экзамен и стал подопечным органиста Франсуа Бенуа и мастера композиции Фроманталя Галеви.

В студенческие годы Камиль проявил выдающиеся творческие способности и отлично знал общеобразовательные предметы. Он интересовался философией, археологией и астрономией и пополнял знания в этих областях на протяжении всей жизни.

Ранними сочинениями Сен-Санса были «Симфония ля-мажор» и хоровая пьеса «Джинны», написанная по мотивам произведения Виктора Гюго. В 1852 году юный композитор провалился на конкурсе «Prix de Rome», но затем выиграл первую премию в музыкальном состязании, организованном столичным обществом «Sainte-Cécile».

[b]Музыка[/b]

Покинув консерваторию в 1853 году, Камиль поступил на должность органиста в церкви Сен-Мерри, расположенной вблизи столичной ратуши. Большое количество мероприятий, проходивших в храме, приносило молодому музыканту неплохой доход, однако состояние инструмента, на котором приходилось играть Сен-Сансу, оставляло желать лучшего.

Имея достаточно времени для собственных занятий музыкой, Камиль сочинил несколько произведений и привлёк внимание известных композиторов Джоаккино Россини и Гектора Берлиоза, а также влиятельной певицы Полины Виардо. А перейдя на службу в имперскую церковь Святой Магдалины, органист получил высшую похвалу от знаменитого Ференца Листа, назвавшего Сен-Санса величайшим виртуозом.

В 1850-х годах Камиль придерживался передовых музыкальных тенденций, восхищался работами Роберта Шумана и Рихарда Вагнера, но не подражал им в отличие от многих французских композиторов. В этот период Сен-Санс создал «Симфонию №1» и произведение «Град Рима», а также «Концерт для фортепиано ре-мажор» которые остались малоизвестными.

В 1861 году церковный виртуоз стал преподавателем в парижской музыкальной школе Нидермейера и ввёл в учебную программу творчество современных композиторов. В это время он задумал сочинить музыкальный фарс, предназначенный для исполнения студентами, который позже стал знаменитым «Карнавалом животных».

Пребывая на посту учителя, Сен-Санс из-за отсутствия времени почти не занимался собственными творениями. Его композиторская и исполнительская карьера возобновилась в 1865 году, после ухода с преподавательской работы. Камиль написал кантату «Ночи Прометея», которая победила на парижском конкурсе «Grande Fête Internationale», обойдя более ста участников.

А в 1968 году состоялась премьера первого оркестрового произведения Сен-Санса под названием «Концерт для фортепиано №2 соль-минор», закрепившегося в столичном музыкальном репертуаре до начала франко-прусской войны и кровавого времени Парижской коммуны. В эти годы Камиль пребывал в Англии, где время от времени давал музыкальные представления, чтобы добыть средства к существованию.

Вернувшись в Париж, в 1871 году композитор стал одним из основателей общества по популяризации новой французской музыки под названием «Ars Gallica». Будучи одержимым новаторскими идеями, Сен-Санс начал сочинять в жанре "симфонической поэмы" и представил на суд публики «Прялку Омфалы», отличавшуюся лёгкостью и изысканностью.

Интересен тот факт, что в начале XX века Сен-Санс изменил отношение к современной музыке и, отойдя от передовых веяний, вернулся к старой доброй классической традиции. По словам очевидцев, композитор ушёл с показа балета «Весна священная» Игоря Стравинского, сочтя сочинение возмутительным, а автора сумасшедшим.

В жанре поэмы наибольшую популярность приобрела «Пляска смерти», написанная в 1874 году и изначально задуманная как пьеса для голоса в сопровождении оркестра. Мифический сюжет прихода старухи с косой в канун Хэллоуина и восстания мертвецов лёг в основу музыкальных партий сочинения. Заменив стихотворные строки пронзительным звучанием скрипки, композитор поверг в ужас слушателей, пришедших на премьеру. Лишь спустя некоторое время публика оценила зловещий танец скелетов, сопровождавшийся грохотом костей, сымитированным ксилофоном.

Искусство оперы покорилось Сен-Сансу в 1877 году, когда он завершил работу над произведением «Серебряный колокольчик», по сюжету напоминавшим легенду о Фаусте. Премьера творения, посвященного меценату Альберту Либону, состоялась на сцене Парижского театра и впоследствии была сыграна 18 раз.

В благодарность за музыку покровитель, скончавшийся вскоре после первого спектакля, оставил композитору наследство, которого хватило, чтобы Камиль полностью посвятил себя творчеству. Сен-Санс написал «Реквием» в память о друге и благодетеле, а затем сочинил оперу «Самсон и Далила», которая вошла в репертуар французских и иностранных театров.

Опровергая мнение о том, что симфонист не способен написать достойную оперу, Камиль взялся за произведение о жизни кровавого английского короля. Он с невероятным трудолюбием и усердием работал над музыкальными партиями, чтобы убедительно передать атмосферу эпохи Возрождения. Публика признала талант Сен-Санса в оперном жанре и с удовольствием посещала представления «Генриха VIII».

Благодаря этому произведению Камиля признали в Англии как одного из талантливейших французских композиторов. В 1886 году Лондонская филармония заказала автору оркестровое произведение, известное как «Органная симфония №3 до-минор». После успешной премьеры на территории Туманного Альбиона Сен-Санс привёз свежее сочинение на родину и вызвал единогласный восторг слушателей и критиков.

В то же время композитор закончил работу над знаменитой инструментальной пьесой «Карнавал животных», начатую в годы преподавания в музыкальной школе. Изданная после смерти Сен-Санса, сюита стала невероятно популярной и узнаваемой. Более других прославились фрагменты «Королевский марш львов», «Аквариум» и «Лебедь».

В 1890-1900-х годах Камиль давал концерты во Франции и за границей. Для хорового фестиваля, состоявшегося в 1913 году, музыкант сочинил ораторию «Земля обетованная» и лично дирижировал во время премьеры. Он часто посещал Лондон, а 1906-1909-е годы провёл на гастролях в США. Последнее сольное выступление Сен-Санса состоялось в конце осени 1921 года.

[b]Личная жизнь[/b]

Сен-Санс долгое время был холостяком и жил с престарелой матерью в Парижской квартире. В 1875 году он неожиданно женился на молодой девушке по имени Мари-Лора Трюффо, приходившейся сестрой ученице композитора. Мать композитора не поддерживала этот брак и не давала паре достичь счастья в личной жизни. У Камиля с женой было двое детей, умерших в младенчестве. Старший сын, Андре, выпал из окна, а младший, Жан-Франсуа, скончался от воспаления легких.

После этих трагических событий супруги прожили вместе 3 года, а затем разъехались. Во время семейного отдыха на курорте Ла-Бурбуль Сен-Санс исчез из гостиницы, оставив супруге записку, в которой говорилось, что между ними всё кончено. По мнению исследователей, музыкант бросил жену, потому что считал её виновной в гибели первого ребёнка.

Мари вернулась в родительский дом, а Камиль, избегавший формальностей официального развода, ещё 10 лет прожил с матерью. После кончины Франсуазы-Клеманс в биографии музыканта наступили чёрные дни, он впал в депрессию и думал о самоубийстве. Чтобы восстановить здоровье, подорванное переживаниями, композитор переехал в Алжир и пробыл там до весны 1889 года. В 1900 году Сен-Санс осел в Париже, снял квартиру на улице Курсель, неподалёку от бывшего дома матери, и провёл там остаток жизни.

[b]Смерть[/b]

В конце 1921 года Сен-Санс предпринял путешествие в Алжир с намерением провести там зиму. Кончина композитора 16 декабря 1921 года повергла в шок мировую культурную элиту, ведь на последних прижизненных фото и портретах 86-летний музыкант выглядел вполне здоровым и бодрым. По словам врачей, причиной внезапной смерти знаменитого француза стал сердечный приступ.

Камиля похоронили на кладбище Монпарнас в Париже. На церемонии прощания, состоявшейся в церкви Святой Магдалины, среди скорбящих была и вдова Сен-Санса, Мари-Лора.

[i]По материалам 24smi.org[/i]
[/block][block=Композитор]
[b]Оперы[/b]

1911 «Деянира»
1906 «Предок»
1904 «Елена»
1901 «Варвары»
1895 «Фредегонда»
1893 «Фринея»
1890 «Асканио»
1887 «Прозерпина»
1883 «Генрих VIII»
1879 «Этьен Марсель»
1877 «Самсон и Далила»
1877 - 1913 «Серебряный колокольчик»
1872 «Жёлтая принцесса»

[b]Вокально-симфонические и хоровые произведения[/b]

«Сцены Горация»
«Рождественская оратория»
«Ночи Прометея»
«Персидская ночь»
«Реквием»
«Лира и арфа»
«Ночной покой»
«Ночь»
«Небесный огонь»
«Шаги в аллее»
«Земля обетованная»

[b]Прочие произведения[/b]

«Карнавал животных»
«Ария часов с маятником»
«Прялка Омфалы»
«Фаэтон»
«Пляска смерти»
«Юность Геракла»
«Вера»
[/block]
Дата добавления
18.03.2022 в 18:06
Автор
4138517
Дата редактирования
13.10.2022 в 16:36
Последнее обновление персоны в архиве
30.04.2024 в 04:27