Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
41995
Имя
Фредерик Шопен
Дата рождения
1 марта 1810 года
Титульное фото
https://i6.imageban.ru/out/2022/03/20/0c0bf4d7cc7c3d2297eff9616945f4d7.jpg
Фотографии
https://images.vfl.ru/ii/1644844806/a2a8a77a/38031039.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1644844806/8880b8eb/38031040.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1644844806/b038e6d2/38031041.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1644844806/2d106a82/38031042.jpg
Информация [11568 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Fryderyk Chopin
[b]Дата рождения:[/b] 1 марта, 1810 | рыбы
[b]Место рождения:[/b] Желязова Воля, Варшавское герцогство
[b]Дата смерти:[/b] 17 октября, 1849 | 39 лет
[b]Место смерти:[/b] Париж, Франция
[b]Карьера:[/b] Композитор, пианист
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка
[b]Рост:[/b] 1.70 м
[/block][block=Биография]

Фредерик Францишек Шопен - великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За свою недолгую жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойдённой вершиной мирового пианистического искусства.

[b]Ранние годы[/b]

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернёра Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьёй.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика, в семье воспитывалось ещё три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик уже в пять лет начал выступать с концертами, а в семь лет поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования, юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.

Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

[b]Музыка[/b]

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою карьеру пианиста. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнаёт о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый «Революционный этюд».

Во Франции Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта, и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

[b]Расцвет творчества[/b]

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Шопен создаёт четыре баллады, посвящённые родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломлённые через призму переживаний автора. Помимо баллад, в это время появляется четыре скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными, или же наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу "ночная песнь", то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения всё больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24-х прелюдий. Написан он был в переломные для него годы первой влюблённости и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством Иоганна Себастьяна Баха.

Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена - это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.

[b]Шопен-педагог[/b]

Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Талантливый польский музыкант проявил себя ещё и в качестве гениального педагога. Фредерик Шопен является создателем уникальной пианистической методики, которая помогла многим пианистам обрести настоящий профессионализм.

Помимо талантливых учеников, у Шопена обучалось много барышень из аристократических кругов. Но по-настоящему из всех подопечных композитора прославился только Адольф Гутман, который стал впоследствии пианистом и музыкальным редактором.

[b]Портреты Шопена[/b]

Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа. Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра.

[b]Личная жизнь[/b]

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность, композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.

Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа «Траурным маршем».

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке и увлекалась свободными отношениями. Обладая утончённым умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.

История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлён с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображён композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.

Много времени влюблённые проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряжённые взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулёз.

Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения.

[b]Смерть[/b]

Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом с Жорж Санд в 1847 году. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает своё последнее турне по Великобритании, в которое он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он ещё какое-то время давал концерты, но вскоре слёг и уже больше не вставал. Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья.

Шопен скончался 17 октября 1849 года. Причиной его смерти стал осложнённый туберкулёз лёгких. По завещанию композитора его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в одном из католических храмов польский столицы.

[b]Культурное наследие[/b]

Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.

В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Имя Шопена с 2001 года носит польский аэропорт, который находится на территории Варшавы, а один из его терминалов называется «Этюды» - в память о бессмертном творении композитора.

Имя польского гения настолько популярно среди знатоков музыки и простых слушателей, что некоторые современные музыкальные группы пользуются этим и создают лирические композиции, стилистически напоминающие произведения Шопена, и приписывают им его авторство. Так в свободном доступе можно найти музыкальные пьесы под названием «Осенний вальс», «Вальс дождя», «Сад Эдема», настоящими авторами которых являются группа "Secret Garden" и композиторы Поль де Сенневиль и Оливер Тусен.

[i]По материалам 24smi.org[/i]
[/block][block=Композитор]

1845 - 1846 «Баркарола» фа-диез-мажор
1843 «Тарантелла» ля-бемоль-мажор
1843 «Колыбельная» ре-бемоль-мажор
1840 - 1841 «Концертное Аллегро» ля-мажор
1840 - 1841 «Фантазия» фа-минор
1833 «Болеро» до-мажор и ля-минор
1830 «Большой блестящий полонез»
1830 «Концерт для фортепиано с оркестром» ми-минор
1829 - 1830 «Большая фантазия на польские темы»
1829 «Концерт для фортепиано с оркестром» фа-минор
1821 «Трио для фортепиано, скрипки и виолончели» соль-минор
[/block]
Дата добавления
20.03.2022 в 14:45
Автор
4138517
Дата редактирования
30.03.2023 в 19:25
Последнее обновление персоны в архиве
14.05.2024 в 04:26