Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
41996
Имя
Гектор Берлиоз
Дата рождения
11 декабря 1803 года
Титульное фото
https://i2.imageban.ru/out/2022/03/20/ba2413b39094d32f1c2945d08ea414dd.jpg
Фотографии
https://images.vfl.ru/ii/1645814738/a4e47a38/38222573.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1645814738/3e1d02f7/38222574.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1645814738/a62512fe/38222575.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1645814738/3458a599/38222576.jpg
Информация [11089 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Гектор Берлиоз
[b]Дата рождения:[/b] 11 декабря, 1803 | стрелец
[b]Место рождения:[/b] Ла-Кот-Сент-Андре, Франция
[b]Дата смерти:[/b] 8 марта, 1869 | 65 лет
[b]Место смерти:[/b] Париж, Франция
[b]Карьера:[/b] Композитор, дирижёр
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка, опера
[b]Супруга:[/b] Гарриет Смитсон (умерла), Мари Ресио
[/block][block=Биография]

Французский романтик Гектор Берлиоз снискал славу на поприще музыки, создав ряд оригинальных опер, симфоний, увертюр и хоровых пьес. Композитор встречал непонимание на родине, но в других просвещённых европейских странах его творчество пользовалось популярностью и вызывало живой интерес.

[b]Детство и юность[/b]

Гектор Берлиоз родился во Франции 11 декабря 1803 года, и его ранняя биография была связана с коммуной Ла-Кот-Сент-Андре. Он являлся старшим ребёнком католички Марии Антуанетты Жозефины - женщины, которая росла и воспитывалась в традиционной религиозной семье.

Отец будущего композитора не разделял взгляды супруги, будучи убеждённым атеистом и прогрессивно мыслившим врачом. Считалось, что он первым из европейцев начал практиковать акупунктуру, и параллельно с обширной практикой занимался научным письмом.

Агностик с либеральными взглядами был популярным членом общества, поэтому воспитанием подрастающего сына первое время занималась жена. Именно она привила Гектору любовь к древним мифам и народному творчеству, и обеспечила любовью и заботой.

Глава семьи занимался образованием старшего сына и его братьев, и наблюдал, чтобы основное время мальчики проводили за чтением книг. Берлиоз любил уроки географии, особенно раздел о путешествиях, и часто мечтал о далёких странах, вместо того, чтоб учить французский язык.

Ещё до рождения детей супруги решили, что сыновья займутся медициной, поэтому всестороннее творческое развитие не входило в учебный план. Тем не менее, Гектор освоил нотную грамоту и ряд инструментов, и часто исполнял на флейте и гитаре народные мелодии французских южан.

Сёстры, которых звали Адель и Ненси, приходили в восторг от игры брата, и Берлиоз, испытывавший к ним нежные чувства, сочинил ряд нехитрых пьес. Принципы построения гармонии подросток взял из самоучителя, который в популярной форме объяснял, что такое бемоль и диез.

С годами у юного Гектора почти не осталось времени на музыкальное творчество, поскольку отец с утра до ночи заставлял учить анатомию и латынь. В свободное от этих занятий время юноша читал философские произведения и собирал для уроков химии чабрец, луговой клевер и полынь.

В 1821 году, пройдя курс усиленной подготовки, Берлиоз выдержал ряд экзаменов, позволивших поступить в университет. Отец настоял на учёбе в Париже, где Гектора с первого раза зачислили в престижное образовательное учреждение на медицинский факультет.

В молодости Берлиоз хорошо усваивал большие объёмы теоретической информации, и именитые столичные преподаватели считали, что провинциальный парень неглуп. Ситуация изменилась, когда будущему композитору на уроке по анатомии пришлось прийти в местную больницу и самостоятельно вскрыть труп.

Знания перестали усваиваться из-за отвращения к медицине, но Гектор продолжал грызть гранит науки из-за уважения к отцу. Усилия компенсировались пособием, регулярно приходившим из дома, которое студент тратил на одежду, подходящую к фигуре и лицу.

Вскоре в гардеробе Берлиоза появились наряды для посещения оперы, и он познакомился с творчеством композиторов, восхищавших парижский свет. Особенно почитались произведения Кристофа Виллибальда Глюка, отличавшиеся оригинальными оркестровыми партиями, подчёркивавшими драматический сюжет.

Вдохновлённый увертюрами и ариями, Гектор записался в библиотеку консерватории и делал копии понравившихся фрагментов для полного погружения в музыкальный мир. Со временем он начал различать национальные особенности авторов и понял, что современные итальянцы напрасно принимались за ориентир.

После лекций по медицине молодой человек изучал композицию, но попытки сочинить достойное произведение неизменно терпели крах. Берлиоз решил обратиться за помощью к педагогу Жану-Франсуа Лесюёру, который был создателем опер, широко известным в столичных кругах.

С наставником Гектор сумел постичь сложную для понимания теорию и написал одно из дебютных произведений, которое, впрочем, до наших дней не сохранилось. Он также опубликовал критический очерк, защищавший национальную музыку от итальянских конкурентов, прославленных в сотнях газетных статей.

Ко времени окончания парижского университета Берлиоз твёрдо решил стать композитором, несмотря на то, что отец требовал, чтобы наследник работал врачом. Неповиновение привело к уменьшению содержания и конфликту с обоими родителями, но Гектор был готов был питаться чёрствым хлебом и молоком, лишь бы стать знаменитым музыкантом.

[b]Музыка[/b]

В 1825 году Берлиоз представил публике «Тожественную мессу», а потом создал оперу «Тайные судьи», фрагментарно сохранившуюся до сегодняшних дней. «Марш гвардейцев», позже использованный в «Фантастической симфонии», вызвал одобрение музыкальных критиков и привлёк внимание известных людей.

Молодой автор решил получить академическое образование в престижной парижской консерватории, при которой имелся мужской хор. Сочетая учёбу с исполнительской деятельностью, Гектор углубил свои знания, и вскоре из него получился профессиональный певец, композитор и дирижёр.

На выпускном курсе француз получил Римскую премию в области искусства за оркестровое вокально-инструментальное произведение под названием «Сарданапал». Грант позволил отправиться в Италию в конце 1830 года и познакомиться с Михаилом Глинкой, который там жил и выступал.

В столице, расположенной на берегах Тибра, Берлиоз прочитал стихи Уильяма Шекспира, поражавшие яркостью образов, ритмическим рисунком и простотой. Он положил их на музыку в ряде новаторских произведений, а затем вернулся на родную землю как триумфатор и герой.

Однако требовательная парижская публика холодно отнеслась к так называемым "мелологам", но хорошо приняла «Траурно-триумфальную симфонию» и увертюру «Король Лир». А когда появились «Гарольд в Италии» и «Лелио, или Возвращение к жизни», об успехе молодого французского композитора заговорил прогрессивный мир.

Берлиоз упрочил свою популярность, обратившись к издателям газет и журналов, которые с удовольствием опубликовали несколько критических работ, написанных им. С его лёгкой руки такие термины, как музыкальный образ и выразительность, стали использоваться авторами и постепенно вошли в обиход.

Опираясь на них, Гектор сочинил драматическую легенду «Осуждение Фауста», симфонию «Ромео и Джульетта» и увертюру «Римский карнавал». Оркестр парижской консерватории под управлением композитора разучивал эти произведения и весьма успешно их представлял.

Среди коллег, признававших лирико-классический стиль Берлиоза, были Никколо Паганини, Рихард Вагнер и Жорж Бизе. Кантаты, вальсы и хоровые опусы звучали на территории Германии и России, демонстрируя приверженность автора к избранной романтической стезе.

Повсеместное поклонение превзошло ожидания и мечты французского композитора, ставшего библиотекарем консерватории и членом Академии изящных искусств. Согласно фотокопиям газетных обзоров, публика встречала Гектора овациями, потому что мелодии, полные жизни, не могли не вызывать бурных чувств.

[b]Личная жизнь[/b]

Из-за пылкой натуры в личной жизни Гектора Берлиоза присутствовали романы с артистическими красавицами, а также дамами из аристократических родов. Одной таких женщин была Мари Мок - молодая талантливая пианистка, которой композитор увлекался в начале 1830-х годов.

Девушка отвечала взаимностью, и дело дошло до помолвки, но потом выяснилось, что её сердце занял французский издатель и музыкант. Берлиоз стал ухаживать за актрисой театра, которую звали Гарриет Смитсон, и поначалу писал ей нежные письма, превозносившие мастерство и талант.

К моменту брака, заключённого осенью 1833 года, чувства влюблённых достигли высшей точки и сулили много счастливых дней. Сын Луи, появившийся через некоторое время после свадьбы, стал единственным наследником композитора.

Постепенно жизнь с женой стала походить на непредсказуемое волнующееся море, и Берлиоз, одинокий и расстроенный, искал утешение на стороне. Он познакомился с Мари Ресио, которая, будучи известной певицей, сопровождала на гастролях мужчину.

После смерти Гарриет Гектор женился на любовнице, и этот счастливый брак длился на протяжении 10 лет. Но потом болезнь сломила супругу, и она покинула композитора, имя которого к тому времени появлялось на страницах французских газет.

[b]Смерть[/b]

В 1867 году Берлиоз узнал, что на территории Гаваны от эпидемии жёлтой лихорадки скончался его единственный сын Луи. Это пошатнуло здоровье композитора, тяжело переживавшего трагедию, и значительно сократило его последние светлые дни.

Пытаясь отвлечься, Гектор гастролировал по Франции и европейским странам, а также присутствовал в Гренобле на конкурсе классического хора. Талантливый парижский романтик, автор сюит, опер, симфоний и литературных трудов, скончался 8 марта 1869 года. Причиной смерти стал инсульт.

Композитора похоронили в Париже, а потом рядом со скромной могилой разместили останки законных жен. На родине француза спустя столетие провели фестиваль симфонической музыки, и открыли музей и памятник на месте, где стоял его дом.

[i]По материалам 24smi.org[/i]
[/block][block=Знаете ли вы, что...]

– В совсем юном возрасте Берлиоз влюбился в 18-летнюю девушку Эстеллу и, несмотря на насмешки окружающих, до конца жизни сохранил любовь к ней. Он посвятил ей ряд музыкальных произведений, но в зрелости, перебирая ноты, большую их часть уничтожил.

– В детстве Берлиозу запрещали играть на фортепиано, и он, уже будучи именитым композитором, не умел взять простейший аккорд. По свидетельствам современников, это спасло творчество от клавишных шаблонов, и привело к появлению в мелодиях оригинального сочетания нот.

– В 1977 году русская поэтесса Белла Ахмадулина написала стихи к симфониям Берлиоза, созданным за десятки лет. С её подачи музыка наполнилась новым философским смыслом и приобрела вступление, заключение и яркий динамичный сюжет.

[/block][block=Композитор]
[b]Оперы[/b]

1863 «Беатриче и Бенедикт»
1863 «Троянцы»
1846 «Осуждение Фауста»
1838 «Бенвенуто Челлини»
1825 - 1834 «Тайные судьи»

[b]Увертюры[/b]

1860 - 1862 «Беатриче и Бенедикт»
1846 - 1851 «Корсар»
1844 «Римский карнавал»
1831 «Король Лир»
1831 «Роб Рой»
1830 «Буря»
1826 - 1828 «Уэверли»
1826 «Тайные судьи»

[b]Симфонии[/b]

1840 «Траурно-триумфальная симфония»
1839 «Ромео и Джульетта»
1834 «Гарольд в Италии»
1830 «Фантастическая симфония»

[b]Кантаты[/b]

1861 «Le Temple universel»
1854 «Le Impériale»
1846 «Chant des chemins de fer»
1844 «Hymne à la France»
1831 - 1838 «5 мая»
1829 «Клеопатра»
1828 «Эрминия»
1827 «Смерть Орфея»
1825 - 1833 «Греческая революция»
[/block][block=Ссылки]

[url=http://www.hberlioz.com]Мемориальный сайт[/url][/block]
Дата добавления
20.03.2022 в 14:52
Автор
4138517
Дата редактирования
13.10.2022 в 18:00
Последнее обновление персоны в архиве
14.05.2024 в 04:26