Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
41998
Имя
Густав Малер
Дата рождения
7 июля 1860 года
Титульное фото
https://i.postimg.cc/qqsLCbfM/1591.jpg
Фотографии
https://i.postimg.cc/BZHNy689/1592.jpg
https://i.postimg.cc/GtwKt055/1593.jpg
https://i.postimg.cc/SKPD0Y7q/1595.jpg
https://i.postimg.cc/9Mq1cXJ9/1596.jpg
Информация [11228 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Gustav Mahler
[b]Дата рождения:[/b] 7 июля, 1860 | рак
[b]Место рождения:[/b] Калиште, Богемия, Австрийская империя
[b]Дата смерти:[/b] 18 мая, 1911 | 50 лет
[b]Место смерти:[/b] Вена, Австро-Венгрия
[b]Карьера:[/b] Композитор, дирижёр
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка
[b]Супруга:[/b] Альма Шиндлер (двое детей)
[/block][block=Биография]

При жизни Густав Малер прославился как лучший среди оперных и симфонических дирижёров Австрии. И лишь узкий круг поклонников догадывался, что перед ними гениальный композитор. О том, что Малер - крупнейший симфонист ХХ века, его земляки узнали лишь спустя полвека после его смерти.

Творчество композитора оказалось мостом, связавшим романтизм XIX-го века и модернизм ХХ-го. Музыкальные произведения Малера стали источником вдохновения и образцом для подражания композиторов Новой венской школы Бенджамина Бриттена и Дмитрия Шостаковича, а его песни и симфонии уже несколько десятилетий прочно удерживают первенство в концертных репертуарах современников.

[b]Детство и юность[/b]

Будущий композитор и дирижёр родился в австро-венгерской, а ныне чешской Богемии, летом 1860 года. Густав - второй ребёнок евреев по национальности Марии Германн и Бернхарда Малера. Всего в семье родились 14 детей, но 8 умерли в раннем возрасте от болезней и бедности. Сложно представить семью, менее располагавшую к развитию в ребёнке творческого начала. Отец, как и дед Густава по отцовской линии, был трактирщиком. Мама - дочь мелкого фабриканта.

Шанс развить врождённый талант и связать биографию с музыкальным искусством появился у мальчика в 4 года, когда семья перебралась из провинциальной глуши в старинный город Йиглава на востоке Чехии, населённый преимущественно немцами. Здесь Густав впервые услышал духовой оркестр и посетил оперу. Юный Малер тут же повторил некоторые мелодии на губной гармонике, дав понять родителям, что в нём есть искра таланта.

В 6 лет Густава усадили за фортепиано, наняв учителя музыки. В 10 лет мальчик написал первые сочинения и появился на сцене: талантливого музыканта пригласили участвовать в городском концерте. Первое упоминание о Малере как композиторе датируется 1874-м годом. Поражённый смертью 13-летнего брата, Густав сочинил оперу, но рукопись не сохранилась. В гимназии подросток сосредоточил силы на музыке и литературе - больше Малера ничего не интересовало.

Отец, мечтавший вырастить помощника в семейном бизнесе, попытался переключить внимание сына и заинтересовать науками, переведя в престижную пражскую гимназию, но все усилия провалились. Малер-старший капитулировал и отвёз Густава в Вену, передав на попечение именитого пианиста и педагога Юлиуса Эпштейна. Профессор отметил талант провинциального юноши и рекомендовал поступить в Венскую консерваторию. Густав так и сделал, и учился там под началом Эпштейна по классу фортепиано.

В том же 1875-м Густав Малер ощутил, что попал в музыкальную столицу Европы. Тогда в Вене остановился Рихард Вагнер, всколыхнув культурную элиту столицы. Ни одной оперы, постановками которых он руководил, восхищённый студент консерватории не пропустил. В Вене витал дух Бетховена и Шуберта, творил композитор и пианист Иоганнес Брамс, оказавший влияние на раннее творчество Малера.

На сцене оперного театра блистали Аделина Патти и Паолина Лука, на концертах дирижировал Ганс Рихтер, а композитор и органист Антон Брукнер давал лекции, которые Густав Малер с удовольствием посещал. Спустя четыре года молодой композитор сочинил кантату «Жалобная песнь», в которой чувствовалось влияние двух мэтров - Вагнера и Брукнера.

Кроме обучения в консерватории, Густав проявил интерес к философии. Два года он посещал лекции по предмету в Венском университете. Чтобы сводить концы с концами, музыкант давал уроки фортепианной игры. Уже тогда Малеру пророчили блестящее будущее как пианисту. Но его композиторские опыты консерваторские преподаватели принимали скептически.

[b]Музыка[/b]

Вена стала для музыканта второй родиной, повлияв на его музыкальные вкусы. Австрийская столица определила дальнейший путь и дала ему блестящее образование.

В 1881-м Густав Малер представил на ежегодном Бетховенском конкурсе своё творение «Жалобная песнь». Но дебют оказался провальным: жюри вручило пальму первенства и премию Роберту Фуксу.

Поражение не только больно ударило по самолюбию Малера, но и, по его словам, повлияло на дальнейший выбор. Густав бросил на стадии полуготовности оперу-сказку «Рюбецаль», и встал за дирижёрский пульт в Лайбахе (нынешняя Любляна). Затем он получил ангажемент в Ольмюц, где пришлось отстаивать вагнеровские принципы руководства оркестром. Карьера Малера продолжилась в венском Карл-театре, где ему доверили работу хормейстера.

В 1883-м Густаву предложили должность второго дирижёра Королевского театра в гессенском Касселе, где он задержался на два года. Безответно влюбившись в певицу Иоганну Рихтер, Малер написал цикл «Песни странствующего подмастерья», который публика услышала 13 лет спустя. Произведение называют самым романтичным в наследии композитора.

Из-за разногласий с театральным руководством Малер покинул Кассель в середине 1880-х, получив ангажемент в пражскую Немецкую оперу. Столица Чехии хорошо приняла дирижёра, а директор театра Анджело Нойман высоко оценил приобретение в лице Густава, прослыв открывателем талантов. В Праге Малер впервые почувствовал вкус славы, и ощутил переход на высший уровень профессионализма.

Признание пришло к Густаву Малеру вместе с премьерой оперы «Три Пинто», состоявшейся в январе 1888-го. Композитор по просьбе внука основоположника немецкой романтической оперы Карла Вебера дописал неоконченное произведение, да так удачно, что постановка с триумфом прошла на крупных сценах Германии.

Весной 1888-го любовные неурядицы снова вдохновили композитора на создание потрясающего произведения - Первой симфонии. Сегодня это наиболее часто исполняемое и популярное сочинение Малера.

Отработав в Лейпциге два сезона, музыкант оставил город. Причиной стали конфликт с помощником режиссёра и желание перебраться в Будапешт, где Густаву предложили место директора Королевской оперы и приличное жалование. Деньги, точнее их отсутствие, отравляли жизнь композитора. После смерти отца и матери на его попечении остались брат и две сестры.

В должности директора убыточного будапештского театра Малер трудился на износ. За полгода ему удалось превратить Королевскую оперу в национальный театр, избавившись от гастролёров и создав оркестр, который взял в репертуар оперы Моцарта и Вагнера. Он даже сумел переманить на свою сцену оперную диву Лилли Леман, славившуюся уникальным сопрано.

Весной 1891 года Малер откликнулся на приглашение из Гамбурга: его позвали на третью по значимости оперную сцену Германии, уступавшую лишь берлинской и мюнхенской, в качестве режиссёра и капельмейстера. Покинуть Будапешт заставило не только заманчивое приглашение, но и новый интендант театра Зичи - ярый националист, не желавший видеть во главе оперы немца.

В начале следующего года Густав Малер поставил на гамбургской сцене оперу Чайковского «Евгений Онегин». Русский композитор и дирижёр прибыл в Гамбург, чтобы встать за дирижёрский пульт, но увидев за работой Малера, отказался. Чайковский назвал немецкого коллегу гениальным.

В Гамбурге композитор издал сборник песен «Волшебный рог мальчика», взяв за основу одноимённую книгу стихов поэтов гейдельбергского кружка. Тексты из сборника Малер использовал, когда сочинял свои очередные симфонии - Вторую, Третью и Четвёртую.

Успехи композитора и дирижёра в Гамбурге заметили в Вене. С середины 1890-х Придворная опера засылала к нему агентов, но Малер не решался, опасаясь царивших там антисемитских настроений. Однако Вена звала и манила, и в феврале 1897-го Густав крестился в католицизм и весной поставил подпись под контрактом с Придворной оперой, став третьим дирижёром.

Путь к славе был тернист, но Малеру удалось его преодолеть и занять место директора театра. Более популярной фигуры в городе не было, хотя и недоброжелателей у него также хватало. В Вене родилась знаменитая «Пятая симфония», которая разделила современников на два лагеря: одни увидели в ней вульгарность и безвкусицу, другие же превозносили композитора до небес. Затем появились Шестая, Седьмая и Восьмая симфонии.

В своём театре Густав Малер установил новые правила и порядки, которые, конечно же, понравились не всем. Знатная публика, ранее чувствовавшая себя за кулисами оперы как дома, возмутилась запретом входить в театр, когда ей вздумается.

В 1907-м именитый дирижёр почувствовал недомогание. Измотанные театральными интригами нервы и проблемы со здоровьем заставили мэтра покинуть любимое детище, которому он посвятил 10 лет жизни. Руководство театра назначило Малеру пенсию с условием, что дирижёр не будет работать ни в одной из австрийских опер. Но денежное пособие оказалось столь скромным, что Густаву пришлось трудиться и дальше.

Работу он нашёл в нью-йоркской "Метрополитен-опера". В этот период родились «Песнь о земле» и «Девятая симфония». На творчестве композитора сказалось литературное влияние Шопенгауэра, Ницше и Достоевского. Последнего Малер безмерно уважал. А уже в зрелом возрасте он восхищался поэзией Гёте.

[b]Личная жизнь[/b]

Любовь приносила композитору вдохновение, но не счастье в личной жизни. В 1902-м Малер повёл под венец Альму Шиндлер (она была моложе Малера на 19 лет), которой сделал предложение после четвёртого свидания. Жена родила Густаву двоих детей - девочек Марию и Анну.

Поначалу жизнь супругов напоминала идиллию, но на пятом году вместе с проблемами в Венской опере пришла беда и в дом композитора. Заболела дифтерией и скончалась младшая девочка, 4-летняя Мария. Вскоре врачи диагностировали неизлечимую сердечную болезнь и у самого мэтра. Горе подтолкнуло Малера на написание вокального цикла «Песни об умерших детях».

Семейная жизнь разладилась. Альма, одарённая художница и музыкант, вспомнила о своих нереализованных талантах - ранее женщина лишь наблюдала за карьерой поглощённого творчеством супруга. Вскоре у неё случился роман с известным архитектором, о чём узнал Малер. Но пара не рассталась, а прожила вместе до самой смерти композитора.

[b]Смерть[/b]

В 1910-м здоровье мэтра пошатнулось: серия ангин отразилась на сердце осложнениями. Но Малер продолжал трудиться. В феврале 1911 года больной композитор встал за пульт, отыграв программу, состоящую из произведений итальянских композиторов.

Роковой для Густава стала инфекция, вызвавшая эндокардит. Он и стал причиной смерти. Мэтр скончался в венской клинике 18 мая 1911 года. Могила Малера расположена рядом с местом погребения умершей дочери на Гринцингском кладбище.

[i]По материалам 24smi.org[/i]
[/block][block=Композитор]

1909 «Симфония №9»
1908 - 1909 «Песнь о земле»
1906 «Симфония №8»
1904 - 1905 «Симфония №7»
1903 - 1904 «Симфония №6»
1901-1904 «Песни об умерших детях»
1901 - 1902 «Симфония №5»
1901 - 1902 «Песни на стихи Рюккерта»
1899 - 1901 «Симфония №4»
1895 - 1896 Симфония №3»
1892 - 1901 «Волшебный рог мальчика»
1888 - 1894 «Симфония №2»
1885 - 1886 «Песни странствующего подмастерья»
1884 - 1888 «Симфония №1»
1880 «Жалобная песнь»
[/block]
Дата добавления
20.03.2022 в 15:10
Автор
4138517
Дата редактирования
13.10.2022 в 18:13
Последнее обновление персоны в архиве
14.05.2024 в 04:26