Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
41999
Имя
Александр Даргомыжский
Дата рождения
14 февраля 1813 года
Титульное фото
https://i3.imageban.ru/out/2022/03/20/7e21af08fd8d429fe0bcb4a58a0a093c.jpg
Фотографии
https://i1.imageban.ru/out/2022/03/20/218bc1e339d4f171b48c860fc4e12384.jpg
https://i1.imageban.ru/out/2022/03/20/ecd27ffff2a6350dc3b84f200c2a82bb.jpg
Информация [9985 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Александр Сергеевич Даргомыжский
[b]Дата рождения:[/b] 14 февраля, 1813 | водолей
[b]Место рождения:[/b] Тульская губерния, Российская Империя
[b]Дата смерти:[/b] 5 января, 1869 | 55 лет
[b]Место смерти:[/b] Санкт-Петербург, Российская Империя
[b]Карьера:[/b] Композитор
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка, опера
[/block][block=Биография]

К плеяде великих русских композиторов XIX века наряду с Михаилом Глинкой и членами кружка «Могучая кучка» по праву относится автор оперы «Каменный гость» Александр Сергеевич Даргомыжский. Став основоположником музыкального реализма, творец оставил после себя множество произведений, не оценённых при жизни. Его наследие включает фортепианные, оркестровые и вокальные сочинения, наиболее известными из которых являются романс на стихи Пушкина«Я вас любил» и песенный цикл «Петербургские серенады».

[b]Детство и юность[/b]

Александр Сергеевич Даргомыжский появился на свет в одном из поселений Тульской губернии 14 февраля 1813 года. Исследователи биографии композитора до сих пор не пришли к единому мнению по поводу точного места его рождения. Наиболее вероятной стала гипотеза о том, что корни Александра лежали в селе Воскресенском, находившемся в центральном районе Российской империи, вблизи современного города Чернь.

Отец Александра, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным потомком состоятельного землевладельца Алексея Ладыженского. Благодаря полковнику Николаю Богучарову он получил хорошее воспитание и работал в коммерческом банке при Министерстве финансов.

Мать, Мария Борисовна Козловская, происходила из богатого княжеского рода, обладавшего имениями в Смоленской и Тульской губерниях. Вопреки воле родителей она стала женой простого служащего и впоследствии родила шестерых детей.

Детство будущего композитора прошло в имении Твердуново, исторически принадлежавшем семье Козловских, а затем отец получил должность в столичной канцелярии, и семья переехала в Петербург. Там 7-летний Саша начал учиться играть на фортепиано и увлёкся сочинительством. Первый преподаватель Луиза Вольгенборн поощряла композиционные эксперименты мальчика, к 10-ти годам ставшего автором нескольких фортепианных пьес и романсов.

Однако родители и последующие учителя скептически относились к творениям начинающего музыканта и отдавали предпочтение игре на инструментах, нотной грамоте и вокальным тренировкам. Сотрудничество с педагогами Адрианом Данилевским, Францем Шоберлехнером и Бенедиктом Цайбигом привело к благотворительным концертам, где Александр выступал в качестве пианиста и скрипача.

В 1827 году молодой Даргомыжский поступил в придворную канцелярию и сделал первые шаги к самостоятельной взрослой жизни.

[b]Музыка[/b]

Творческий путь Александра Сергеевича начался со знакомства с русским композитором Михаилом Глинкой. Автор знаменитой оперы под названием «Жизнь за царя» поделился с молодым человеком теоретическими знаниями, полученными в Германии, и помог понять тонкости сочинительства на примере произведений зарубежных коллег.

Вдохновлённый этим общением, Даргомыжский начал посещать столичную оперу, где звучала музыка, написанная итальянцами, и присутствовал на репетициях спектакля Глинки. В конце 1830-х годов он задумал создать собственную оперу по мотивам исторической драмы Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», но после первых набросков понял, что материал плохо подходит для инструментального и вокального воплощения.

Тогда по совету поэта Василия Жуковского Александр обратился к другому произведению француза и, используя оригинальное либретто к «Собору Парижской Богоматери», приступил к сочинению оперы «Эсмеральда». К 1841 году оркестровые партии были готовы, и Даргомыжский передал произведение руководству Императорских театров.

Несколько лет ноты пролежали без дела, но в 1847 году премьера постановки состоялась в Москве. К сожалению, авторский дебют Даргомыжского не получил положительных отзывов, и его «Эсмеральда» вскоре исчезла из программы и впоследствии не появлялась.

Разочарование композитора усугубилось популярностью произведений его наставника Глинки. И временно отойдя от сочинительства, Александр Сергеевич стал обучать благородных женщин вокалу и занялся созданием романсов и песен. Именно в тот период в творчестве Даргомыжского появились знаменитые романсы «Мне грустно», «Ночной зефир, струит эфир», «Юноша и дева» и «Шестнадцать лет».

Другим верным средством пережить первую неудачу явилось заграничное путешествие, в ходе которого автор «Эсмеральды» познакомился с европейскими творцами и музыкантами Шарлем же Берио, Анри Вьётаном, Гаэтано Доницетти и другими.

По возвращении в Россию в 1848 году, композитор решил продолжить эксперименты с крупными формами и приступил к созданию фольклорной оперы «Русалка», основанной на стихотворной трагедии Александра Сергеевича Пушкина. Народные мелодии настолько увлекли Даргомыжского, что наряду с основной работой он написал жанровые романсы «Мельник», «Без ума, без радости» и «Душечка-девица», занявшие особое место в русском музыкально-реалистическом наследии.

В 1855 году «Русалка» была закончена, и через некоторое время представлена публике. На этот раз мастерство композитора оценили: опера продержалась в репертуаре несколько сезонов и стала предметом многостраничной статьи в журнале «Театральный музыкальный вестник». Интересен тот факт, что Даргомыжский самостоятельно сочинил либретто для произведения, и следуя сюжетной линии Пушкина, придумал концовку незавершённой трагедии в стихах.

Следующими работами композитора стали симфонические увертюры «Украинский казачок», «Баба-Яга» и «Чухонская фантазия». В них отразилось влияние Милия Балакирева и Владимира Стасова, впоследствии ставших членами кружка «Могучая кучка».

В 1860-х годах благодаря новым знакомствам композитор начал развивать жанр бытового романса, яркими примерами которого стали произведения «Драматическая песня», «Старый капрал» и «Титулярный советник». Тогда же была предпринята очередная поездка в Европу, где иностранные музыканты впервые исполнили ряд инструментальных сочинений Даргомыжского.

Во время путешествия Александр Сергеевич не переставал думать о дальнейшей карьере, и занимался поисками сюжета для новой оперы. Первоначальными идеями были музыкальные переложения пушкинской поэмы «Полтава» и воссоздание на сцене старинной русской легенды о Рогдане. Впрочем, этим замыслам не суждено было воплотиться в жизнь, и от них остались лишь сборник эскизов под названием «Мазепа», и несколько сольных и хоровых номеров.

В итоге выбор композитора пал на произведение Пушкина «Каменный гость», входившее в знаменитый стихотворный цикл под названием «Маленькие трагедии», но работа не шла из-за очередного творческого кризиса, связанного с исключением из театральных афиш оперы «Русалка». Кроме того, ранее написанное произведение «Торжество Вакха» также не имело успеха.

Только благодаря участию в жизни Русского музыкального общества и одобрительным отзывам зарубежных коллег Даргомыжский всё-таки взялся за сочинение «Каменного гостя» и успел написать большую часть музыкального материала.

[b]Личная жизнь[/b]

Творческие неурядицы, на протяжении долгого времени преследовавшие композитора, отразились и на его личной жизни. Не имея ни жены, ни детей, Александр Сергеевич свободное время проводил в фамильном имении Твердуново под Смоленском, и там черпал вдохновение для романсов, симфонических произведений и опер.

После смерти матери в 1852 году Даргомыжский освободил крестьян от крепостного бремени, подарив в собственность землю, на которой они жили и работали. Такое поведение было исключительным для России XIX века, и современники стали называть композитора самым гуманным помещиком современности.

Впрочем, особняк Козловских остался во владении Александра Сергеевича, и до 1864 года одиночество автора «Русалки» скрашивал престарелый отец. Кончина последнего стала тяжёлым ударом для музыканта, и окончательно подорвала его творческую активность.

[b]Последние годы[/b]

В ходе заграничного путешествия 1864 - 1865 годов Даргомыжский заболел ревматизмом. Не придав значения собственному состоянию, он продолжал заниматься музыкальной и общественной деятельностью. Но в начале 1868 года состояние Александра Сергеевича ухудшилось, и он стал жаловаться на дискомфорт в области сердца и неправильное кровообращение.

Предчувствуя кончину, композитор составил завещание, согласно которому Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков должны были завершить недописанную оперу «Каменный гость», и подготовить партитуры к дальнейшей постановке.

Коллеги, согласившиеся исполнить последнюю волю Даргомыжского, в глубине души надеялись, что непоправимое случится нескоро, но 5 января 1869 года Александр Сергеевич неожиданно умер от аневризмы. Газеты сообщили обществу о невосполнимой утрате, и на похоронах, состоявшихся 9 января, собрались все представители творческой элиты Петербурга. А гроб с телом покойного до Тихвинского погоста Александро-Невской лавры родные и близкие несли на руках.

Вскоре после церемонии погребения Павел Михайлович Третьяков заказал художнику Константину Маковскому портрет Даргомыжского по фотографии, который стал одним из первых изображений деятелей русской культуры в галерее знаменитого коллекционера и мецената.

[i]По материалам 24smi.org[/i]
[/block][block=Композитор]
[b]Оперы[/b]

1866 - 1869 «Каменный гость»
1860 - 1867 «Рогдана»
1860 «Мазепа»
1848 - 1855 «Русалка»
1843 - 1848 «Торжество Вакха»
1838 - 1847 «Эсмеральда»

[b]Произведения для оркестра[/b]

1863 - 1867 «Чухонская фантазия»
1864 «Малороссийский казачок»
1862 «Баба-Яга» (второе название «С Волги в Ригу»)
1838 «Болеро»

[b]Произведения для фортепиано[/b]

1865 «Славянская тарантелла»
1851 «Песня без слов»
1847 «Пылкость и хладнокровие»
1845 «Табакерочный вальс»
1844 «Полька»
1844 «Скерцо»
1839 «Две мазурки»
1838 «Мечты Эсмеральды»
1830 «Вариации на русскую тему»
1830 «Блестящий вальс»
[/block]
Дата добавления
20.03.2022 в 15:24
Автор
4138517
Дата редактирования
09.11.2023 в 22:35
Последнее обновление персоны в архиве
14.05.2024 в 04:26