Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
42007
Имя
Георг Фридрих Гендель
Дата рождения
5 марта 1685 года
Титульное фото
https://images.vfl.ru/ii/1644844871/e3c46d87/38031059.jpg
Фотографии
https://images.vfl.ru/ii/1644844871/7ad3c333/38031060.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1644844872/1559608f/38031061.jpg
https://images.vfl.ru/ii/1644844872/7ce82bf8/38031062.jpg
https://i5.imageban.ru/out/2022/03/10/2f26ccef46291e0f68628666905335f4.jpg
Информация [10332 символа]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Georg Friedrich Händel
[b]Дата рождения:[/b] 5 марта, 1685 | рыбы
[b]Место рождения:[/b] Галле, Германия
[b]Дата смерти:[/b] 14 апреля, 1759 | 74 года
[b]Место смерти:[/b] Лондон, королевство Великобритания
[b]Карьера:[/b] Композитор, органист
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка, опера
[/block][block=Биография]

Георг Фридрих Гендель - немецкий композитор эпохи барокко, известный своими операми, ораториями и концертами. Всего же его полувековой творческий путь насчитывает свыше 40-ка опер, более 30-ти ораторий, сотни церковных хоралов, концертов для орга́на и других инструментов.

[b]Детство и юность[/b]

Георг Фридрих Гендель родился 5 марта 1685 года в немецком городе Галле. Тогда его отцу, которого тоже звали Георг, исполнилось 63 года, а в семье уже воспитывались шесть детей от первого брака. Мать будущего композитора звали Доротея, она была дочерью священника. После появления Георга Фридриха женщина родила ещё троих детей.

Ранний интерес Георга Фридриха к музыке не нравился отцу - тот был уверен, что сын станет хорошим юристом. Как и многие в Западной Европе, Георг-старший считал, что творчество - это скорее развлечение, а не профессия, и артистов, равно как музыкантов и художников, в обществе не воспринимают всерьёз. Но несмотря на протесты и угрозы отца, уже в 4 года Гендель овладел искусством игры на клавесине. Инструмент стоял на чердаке, куда мальчик пробирался ночью, пока родители спали.

Когда Генделю исполнилось 7 лет, отец под влиянием герцога Саксен-Вейсенфельского Иоганна Адольфа I поменял своё отношение к деятельности сына. Услышав, как маленький мальчик играет на орга́не, представитель власти назвал его гением и посоветовал Георгу-старшему не препятствовать его увлечению музыкой.

В 1694 году учителем Генделя стал немецкий композитор Фридрих Вильгельм Цахау. Благодаря ему мальчик в совершенстве овладел клавесином, органом, скрипкой и гобоем, изучил правила композиции и генерал-бас.

Этот период детства определил становление Георга Фридриха Генделя. Для него Цахау навсегда остался путеводной звездой. В некоторых произведениях композитора явно слышится влияние учителя, например, в «Аллилуйе» из оратории «Мессия».

Уже в 11 лет Гендель слыл талантливым аккомпаниатором. Музыка, порождаемая им, так сразила курфюрста Бранденбургского Фридриха I, что он пригласил мальчика служить ему. Правда, сначала Генделю надлежало завершить образование. Фридрих I предложил Георгу-старшему отправить сына в Италию, центр лучших университетов. Но старик отказался, не желая отпускать сына далеко от себя. Лишь после смерти отца в 1697 году Гендель смог свободно распоряжаться своим талантом.

В 1698 - 1700 годы Гендель получал образование в родном Галле, а в 1702-м начал изучать право и богословие в Университете Галле. Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, но не разделял идею популярного в то время движения пиетизма. Высшего образования Гендель так и не получил, и в 1703 году переехал в Гамбург, чтобы стать великим музыкантом.

[b]Музыка[/b]

В Гамбурге в XVIII веке находился единственный в Германии оперный театр, поэтому город негласно стал музыкальным центром Западной Европы. Попасть на подмостки театра Генделю помогло знакомство с Райнхардом Кайзером, композитором и руководителем местного оркестра: он пригласил 18-летнего музыканта на место скрипача и клавесиниста.

В 1705 году свет увидели дебютные оперы Генделя - «Альмира» и «Нерон». Юный композитор, как и его учитель Кайзер, считал немецкий язык неподходящим для столь романтического жанра, поэтому значительная часть оперы исполняется на итальянском языке. Оба произведения были впервые поставлены в Национальном театре Гамбурга при поддержке Кайзера.

В биографии Генделя нередки случаи, когда представители власти стремились заполучить его в личное распоряжение. Так, в 1706 году по желанию семьи Медичи композитор переехал в Италию. Во Флоренции он гостил у принца Фердинандо Медичи, который интересовался музыкой и даже играл на клавире. Многие оперы Генделя во Франции спонсировались из кармана Фердинандо.

Во второй половине 1700-х годов Гендель посетил Венецию и Рим. Поскольку в Риме исполнение опер находилось под папским запретом, композитор сочинял оратории, в том числе «Триумф времени и правды». Позже во Флоренции Гендель поставил оперу «Родриго» (1707), а в Венеции - «Агриппину» (1709), которая считается лучшей оперой композитора, написанной на территории Италии.

В 1710 году Гендель приехал в Великобританию - страну, где жанру оперы только предстояло получить развитие. Искусствоведы говорят, что в начале XVIII века в Лондоне не осталось ни одного композитора, поэтому королева Анна отнеслась к Генделю в первую очередь как к человеку, способному обогатить творческое наследие Великобритании.

В Лондоне Гендель поставил оперы «Ринальдо» (1711), «Верный пастух» (1712) и «Тезей» (1713). Каждый раз публика рукоплескала автору, и он решил отблагодарить английский двор за гостеприимство «Утрехтским Te Deum» - произведением, посвящённым утрехтскому мирному договору, который положил конец войне за испанский престол.

Предполагалось, что «Утрехтский Te Deum» исполнят на торжественной церемонии, однако задуманному помешал интересный факт: законодательство Великобритании запрещало иностранцам писать гимны для крупных национальных событий. Вместо этого Гендель сочинил оду в честь дня рождения королевы Анны.

В 1716 году мода Ганновера заставила Генделя опробовать жанр Страстей (произведения, посвящённые событиям Страстной недели). Пассион «Страсти Брокса» доказал, что направления музыки, чуждые талантливому композитору, всё же существуют. Гендель реабилитировался циклом сюит «Музыка на воде». Произведение состоит из 18 пьес танцевального характера - это и менуэты, и бурре, и ригодон.

Считается, что «Музыка на воде» написана в 1715 году для перемирия композитора с королем Великобритании Георгом I. Во времена, когда Георг I был курфюрстом Ганновера, Гендель служил ему, но без особого усердия. Однако, согласно документам, впервые это произведение зазвучало в 1717 году над водами Темзы. Рядом с лодкой короля двигалась баржа, на которой разместился оркестр из 50-ти музыкантов. Сюиты так понравились Георгу I, что он велел повторить их дважды.

Гендель, привыкший превосходить своих коллег, в 1720 году впервые столкнулся с конкуренцией: в Лондон приехал итальянский композитор Джованни Бонончини. Тогда немец возглавлял Королевскую академию музыки и развивал жанр оперы, как того желала королева Анна. «Астарта», написанная Бонончини, затмила успех «Радамиста» Генделя, и в жизни композитора началась чёрная полоса. Выпущенные впоследствии оперы с треском проваливались, за исключением «Юлия Цезаря» в 1724 году.

Гендель понял, что сочиняемые им оперы устарели, и поэтому отправился в Италию за вдохновением. Со временем произведения композитора стали более строгими и классическими. Примерами могут служить «Лотарь» (1729), «Партенопа» (1730), «Орландо» (1733), «Терпсихора» (1734).

Несмотря на козни, которые строили принц Уэльский и итальянский композитор Никола Порпора, Генделю удалось реанимировать оперу в Великобритании. Особым успехом пользовалась «Терпсихора», сочинённая на французском языке. Вживую музыка украшалась балетом в исполнении французской дивы Салле.

[b]Личная жизнь[/b]

Георг Фридрих Гендель - единственный композитор эпохи барокко, которому ещё при жизни поставили памятник. Произошло это событие в 1738 году. Молодой французский скульптор Луи Франсуа Рубийяк изобразил мастера в образе Орфея, играющего на лире. Впрочем, одеяние мраморного Генделя «кричит» о приземлённости: на мужчине расстёгнутые на икрах брюки, домашние тапочки, тюрбан сползает с головы, рубашка распахнута на груди.

Искусствоведы считают, что едва ли монумент, изображающий Генделя в столь небрежном виде, занял почётное место в Лондоне без согласия композитора. Этот памятник также называют одним из доказательств эгоистичности Георга Фридриха.

По воспоминаниям современников Генделя, его талант не подвергался сомнению, но в обычной жизни он был очень неприятным человеком. На портретах видно, что композитор страдал от ожирения и неаккуратно одевался. С людьми был жесток, позволял себе циничные замечания. В то время, как его современник Иоганн Себастьян Бах работал в поте лица, Гендель наводил знакомства с людьми высшей касты, чтобы без какого-либо стеснения, что называется, «пройти по головам».

В самовлюблённости композитора исследователи видят основную причину неудач в личной жизни. Ведь у Генделя не было жены и детей. В истории не сохранилось сведений даже о любовниках или фаворитах.

[b]Смерть[/b]

С конца 1740-х годов Генделя начало подводить зрение, и в 1752-м композитор решился на операцию. По свидетельствам историков, операцию проводил Джон Тейлор - тот же врач с не самой хорошей репутацией, из-за неудачных действий которого окончательно потерял зрение Иоганн Себастьян Бах. Гендель также стремительно слеп. К 1753 году он не видел ничего, но продолжал писать музыку и дирижировать.

14 апреля 1759 года Георг Фридрих Гендель скончался. Ему было 74 года. Композитора похоронили в Вестминстерском аббатстве.

[i]По материалам 24smi.org[/i]
[/block][block=Композитор]
[b]Оперы[/b]

1741 «Деидамия»
1740 «Гименей»
1739 «Юпитер в Аргосе»
1738 «Ксеркс»
1738 «Фарамунд»
1738 «Береника»
1737 «Юстин»
1737 «Арминий»
1736 «Аталанта»
1735 «Альцина»
1735 «Ариодант»
1734 «Орест»
1734 «Ариадна на Крите»
1733 «Орландо»
1733 «Роланд»
1732 «Фернандо, король Кастильский»
1732 «Аэций»
1731 «Пор, царь Индийский»
1730 «Партенопа»
1729 «Лотарь»
1728 «Птоломей, царь Египетский»
1728 «Сирой, царь персидский»
1727 «Ричард Первый»
1727 «Адмет, царь Фессалийский»
1726 «Александр»
1726 «Сципион»
1725 «Роделинда»
1724 «Тамерлан»
1724 «Юлий Цезарь в Египте»
1723 «Флавий»
1723 «Оттон, король Германский»
1721 «Флоридант»
1721 «Муций Сцевола»
1720 «Радамист»
1715 «Амадис»
1713 «Сулла»
1713 «Тезей»
1712 «Верный пастух»
1711 «Ринальдо»
1709 «Агриппина»
1708 «Преображённая Дафна»
1708 «Флориндо»
1707 «Родриго»
1705 «Альмира, королева Кастильская»
1705 «Любовь, приобретённая кровью и злодейством»
[/block][block=Ссылки]

[url=http://gfhandel.org]Жизнь и творческий путь Георга Фридриха Генделя[/url][/block]
Дата добавления
22.03.2022 в 18:47
Автор
4138517
Дата редактирования
30.03.2023 в 19:26
Последнее обновление персоны в архиве
14.05.2024 в 04:26