Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
42365
Имя
Иоганн Непомук Гуммель
Дата рождения
14 ноября 1778 года
Титульное фото
https://i5.imageban.ru/out/2022/05/08/e47c186b1d589d8e5fa6fa94ff521a13.jpg
Фотографии
https://i5.imageban.ru/out/2022/05/08/7ed8e7b1ff93be1dd60c24dd81305d74.jpg
Информация [9826 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Johann Nepomuk Hummel
[b]Дата рождения:[/b] 14 ноября, 1778 | скорпион
[b]Место рождения:[/b] Пресбург, Австро-Венгрия
[b]Дата смерти:[/b] 17 октября, 1837 | 58 лет
[b]Место смерти:[/b] Веймар, Австрийская империя
[b]Карьера:[/b] Композитор, пианист, дирижёр
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка
[b]Супруга:[/b] Элизабет Рекель
[/block][block=Биография]

Иоганн Непомук Гуммель - австрийский композитор и пианист-виртуоз.

Музыка Гуммеля являет собой переход от классицизма к романтизму. Лучшая часть его наследия - фортепианная музыка, отличительными чертами которой являются виртуозность, сентиментально-романтический характер и изящество мелодики. Одна из его фортепианных пьес, ноктюрн «Память дружбы», в 1854 году была оркестрована русским композитором Михаилом Глинкой.

[b]Ранние годы[/b]

Иоганн Непомук Гуммель родился 14 ноября 1778 года в Пресбурге, тогдашней столице Венгрии. Его семья жила в Унтерштинкенбрунне - маленьком нижнеавстрийском приходе, где дед Гуммеля держал ресторан. В этом приходе родился и отец мальчика, Иоганнес Гуммель.

Непомук Гуммель уже в три года обладал исключительным музыкальным слухом и благодаря своему необычайному интересу к любой музыке в пятилетнем возрасте получил от отца в подарок маленькое фортепиано, которое он благоговейно хранил до самой смерти.

С 1793 года Гуммель жил в Вене. Его отец в то время занимал здесь место музыкального директора театра. В первые годы своего пребывания в столице Непомук редко появлялся в обществе, так как занимался в основном музыкой. Сначала отец привёл его к Иоганну Георгу Альбрехтсбергеру, одному из учителей Бетховена, для занятий контрапунктом, а позже к придворному капельмейстеру Антонио Сальери, у которого он брал уроки пения и который стал его самым близким другом и даже был свидетелем на свадьбе. А в августе 1795 года он стал учеником Йозефа Гайдна, который ближе познакомил его с орга́ном.

Хотя в эти годы Гуммель как пианист редко выступал в приватных кругах, он считался уже в 1799 году одним из самых знаменитых виртуозов своего времени, его игра на фортепиано, по высказываниям современников, была неповторимой, и даже Бетховен не мог сравниться с ним. Это мастерское искусство интерпретации скрывалось за неказистой внешностью. Он был невысок ростом, полноват, с грубо вылепленным лицом, сплошь покрытым оспинами, которое зачастую нервно подёргивалось, что производило на слушателей неприятное впечатление.

[b]Карьера[/b]

В эти же годы Гуммель начал выступать с собственными композициями. И если его фуги и вариации лишь привлекли внимание, то рондо сделало его очень популярным.

По-видимому, благодаря Гайдну в январе 1804 года Гуммель был принят в капеллу князя Эстергази в Эйзенштадте в качестве концертмейстера с годовым жалованием 1200 гульденов.

Со своей стороны Гуммель испытывал к своему другу и покровителю безграничное почтение, которое выразил в своей, посвящённой Гайдну, фортепианной сонате ми-бемоль-мажор. Вместе с другой сонатой, «Аллилуйя», и фантазией для фортепиано, она сделала Гуммеля знаменитым во Франции после концерта Керубини в Парижской консерватории в 1806 году.

Когда в 1805 году Генрих Шмидт, работавший в Веймаре у Гёте, был назначен директором театра в Эйзенштадте, музыкальная жизнь при дворе оживилась - начались регулярные постановки на вновь сооружённой сцене большого зала дворца. Гуммель вносил свой вклад в развитие почти всех принятых в то время жанров - от различных драм, сказок, балетов до серьёзных опер. Это музыкальное творчество пришлось в основном на время, которые он провёл в Эйзенштадте, то есть с 1804-го по 1811-й гг. Так как эти произведения были написаны, по-видимому, исключительно по заказу, в большинстве случаев со значительным ограничением во времени и в соответствии со вкусами тогдашней публики, его оперы не могли иметь продолжительного успеха. Зато многие музыкальные произведения пользовались большой популярностью у театральной публики.

Возвратившись в 1811 году в Вену, Гуммель посвятил себя исключительно композиторской деятельности и урокам музыки и редко выступал перед общественностью как пианист.

16 мая 1813 года Гуммель женился на Элизабет Рекель, певице Венского придворного театра, сестре ставшего известным своими связями с Бетховеном оперного певца Иозефа Августа Рекеля. Эта женитьба способствовала тому, что Гуммель сразу же попал в поле зрения венской общественности. Когда он весной 1816 года по окончании военных действий отправился в концертное турне в Прагу, Дрезден, Лейпциг, Берлин и Бреслау, во всех критических статьях отмечали, что "со времён Моцарта ни один пианист так не восхищал публику, как Гуммель".

Так как камерная музыка была в то время идентична домашней музыке, он должен был приноравливаться к широкой аудитории, чтобы иметь успех. И композитор пишет знаменитый септет, который впервые с большим успехом был исполнен 28 января 1816 года баварским королевским камерным музыкантом Раухом на домашнем концерте. Позднее он был назван самым лучшим и совершенным произведением Гуммеля. По словам немецкого композитора Ганса фон Бюлова, это "лучший образчик смешения двух музыкальных стилей, концертного и камерного, которые имеются в музыкальной литературе" С этого септета начался последний период творчества Гуммеля. Он всё чаще сам обрабатывал свои произведения для различных составов оркестра, поскольку, как и Бетховен, не доверял это дело другим лицам.

Интересно, что Гуммель и Бетховен были хорошими друзьями. Хотя в разное время случались и серьёзные размолвки между ними. Когда Гуммель уехал из Вены, Бетховен посвятил ему в память о совместно проведённом времени в Вене канон со словами: «Счастливого путешествия, дорогой Гуммель, вспоминайте иногда вашего друга, Людвига ван Бетховена».

После пятилетнего пребывания в Вене в качестве учителя музыки, 16 сентября 1816 года он был приглашён в Штуттгарт в качестве придворного капельмейстера, где в оперном театре ставил оперы Моцарта, Бетховена, Керубини и Сальери, и выступал как пианист.

Через три года композитор перебирается в Веймар. Город, наряду с некоронованным королём поэтов Гёте, получил в лице Гуммеля новую звезду. Биограф Гуммеля Бениовский пишет о том периоде: «Побывать в Веймаре и не послушать Гуммеля означает то же самое, что побывать в Риме и не увидеть Папу». К нему стали приезжать ученики со всего света. Его слава преподавателя музыки была так велика, что сам факт быть его учеником имел большое значение для дальнейшей карьеры молодого музыканта.

В Веймаре Гуммель достиг пика своей европейской славы. Здесь он сделал настоящий рывок после бесплодных в творческом отношении лет в Штуттгарте. Начало положило сочинение знаменитой сонаты фа-диез-минор, которой, по словам Роберта Шумана, хватило бы, чтобы обессмертить имя Гуммеля. В страстном, субъективно-взволнованном фантастическом выражении и в высокоромантической манере она опережает своё время почти на два десятилетия и предвосхищает звуковые эффекты, которые присущи представлению поздних романтиков. Но и три фортепианных трио его последнего периода творчества содержат совершенно новые стилистические черты - минуя своих предшественников Гайдна и Моцарта, он обращается здесь к блестящей игре.

Особо следует подчеркнуть завершённый предположительно в 1820 году квинтет для фортепиано, в котором основным принципом музыкального выражения являются не элементы импровизации или орнаментальные украшения, а работа над темой и мелодией. Использование венгерских фольклорных элементов, большее предпочтение фортепиано и свободное владение мелодией - вот некоторые музыкальные особенности, которые отличают поздний стиль Гуммеля.

Как дирижёр при Веймарском дворе, Гуммель уже в марте 1820 года взял свой первый отпуск, чтобы отправиться в концертное турне в Прагу, а затем в Вену. На обратном пути он дал в Мюнхене концерт, который имел небывалый успех. В 1822 году он поехал в Россию, а в 1823-м - в Париж, где после концерта 23 мая его назвали "современным Моцартом Германии". В 1828 году в Варшаве на одном из его концертов присутствовал молодой Шопен, которого игра мастера буквально пленила. Своё последнее концертное турне в Вену он совершил вместе с супругой в феврале 1834 года.

[b]Последние дни[/b]

Последние недели своей жизни он провёл за обработкой струнных квартетов для фортепиано Бетховена, которые ему заказали в Лондоне, где он намеревался их издать. Но болезнь изнуряла композитора, силы медленно покидали его, и он не смог осуществить свои намерения.

Примерно за неделю до кончины, как бы между прочим, зашёл разговор о Гёте и об обстоятельствах его смерти. Гуммель хотел знать, когда умер Гёте - днём или ночью. Ему ответили: «Днём». Он сказал: «Да, если я умру, я бы хотел, чтобы это случилось днём». Это последнее его желание исполнилось: днём 17 октября 1837 года Иоганн Гуммель скончался.

[i]По материалам Википедии и belcanto.ru[/i]
[/block][block=Знаете ли вы, что...]

– В некоторых своих сочинениях Гуммель использовал мелодии русских народных песен: «Вариации на темы русских песен» и «Русское рондо» для фортепиано, а также «Полифонические русские народные песни» для 4 голосов, хора и оркестра.
[/block][block=Композитор]

1815 «Трио для скрипки, виолончели и фортепиано» соль-мажор
1810 «Соната для мандолины и фортепиано» до-мажор
1805 «Концерт для скрипки и фортепиано» соль-мажор
1805 «Фантазия для фортепиано» ми-мажор
1804 «Рондо Фавори для фортепиано» ми-мажор
1803 «Вариации для флейты и фортепиано» соль-мажор
1803 «Трио для скрипки, виолончели и фортепиано» ми-мажор
1798 «Вариации для фортепиано с оркестром» фа-мажор
1794 «Рондо Плейеля» до-мажор
1791 «Девушка из Ричмонд-Хилла» соль-мажор

[url=https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_compositions_by_Johann_Nepomuk_Hummel]Полный список произведений[/url]
[/block]
Дата добавления
22.06.2022 в 20:44
Автор
4138517
Дата редактирования
10.11.2023 в 21:27
Последнее обновление персоны в архиве
23.04.2024 в 04:26