Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
42366
Имя
Алексей Верстовский
Дата рождения
1 марта 1799 года
Титульное фото
https://i5.imageban.ru/out/2022/05/08/38eecdb614e4c6c54ed1159f246a01bb.jpg
Фотографии
https://i7.imageban.ru/out/2022/05/08/ef01d8cc5c7d89f00642a161b3d122b5.jpg
Информация [6910 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Алексей Николаевич Верстовский
[b]Дата рождения:[/b] 1 марта, 1799 | рыбы
[b]Место рождения:[/b] Козловский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя
[b]Дата смерти:[/b] 5 ноября, 1862 | 63 года
[b]Место смерти:[/b] Москва, Российская империя
[b]Карьера:[/b] Композитор
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка, опера
[b]Супруга:[/b] Надежда Репина
[/block][block=Биография]

Алексей Николаевич Верстовский - русский композитор и театральный деятель.

Родился в имении Растов Сад Козловского уезда Тамбовской губернии. Отец композитора был внебрачным сыном генерала Алексея Селивёрстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию, однако был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Мать, Анна Васильевна (урождённая Волкова), происходила из военной среды.

Мальчик с детства был приобщён к музыке, поскольку отец содержал крепостной оркестр и устраивал домашние музыкальные собрания. Вместе со своим братом Василием и сестрой Варварой Алексей обучался игре на скрипке и фортепиано. С девяти лет выступал в концертах в Уфе.

В 1816 году Верстовский переехал в Санкт-Петербург. Там он был определён в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год, после чего поступил на службу и до 1823 года служил в разных учреждениях. Тем временем он продолжал своё музыкальное образование - брал уроки у Джона Фильда и Даниэля Штейбельта (фортепиано), Джузеппе Тарквини (пение) и Людвига Маурера (скрипка).

В эти же годы Верстовский начал увлекаться театром. Среди его петербургских друзей были выдающиеся деятели театра: князь Александр Шаховской, драматург Пимен Арапов, композиторы Александр Алябьев и Никита Всеволожский. Активно участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, актёра, певца и автора музыки к театральным постановкам.

[b]Карьера[/b]

Его первые три оперы-водевиля «Бабушкины попугаи» (1819), «Карантин» (1820), «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822) были поставлены в Петербурге и имели успех. Тексты этих произведений создал друг Верстовского, популярный в то время в Петербурге драматург Николай Хмельницкий.

С 1823 года и до конца жизни жил в Москве. Поначалу был переведён в Москву чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Дмитрии Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С 1825 года занимал должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с 1830-го - инспектора репертуара, а с 1842-го по 1859-й он был управляющим Московской театральной конторой.

После долгих лет жизни в наёмных домах, в 1836 году Алексей Николаевич вместе с супругой, известной актрисой и певицей Надеждой Репиной, купил собственный домик на Арбате. Там они жили до переезда в Хлебный переулок в 1860-м. Здесь их посещали Ференц Лист, Роберт Шуман со своей женой Кларой, и вероятно, Гектор Берлиоз.

Верстовский был фактическим руководителем театральной жизни города. Он показал себя не только энергичным администратором и умелым руководителем, но и часто выступал в роли режиссёра и педагога. Всячески способствовал обогащению репертуара, улучшению работы театральной школы, поднятию художественного уровня спектаклей, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его стараниями при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие оркестрантов для будущей работы в театральных оркестрах. В 1826 году совместно с Александром Писаревым издавал «Драматический альбом для любителей театра и музыки». В 1829 году Верстовский стал членом Общества любителей русской словесности. В 1833-м экстерном закончил Императорский Московский университет.

Верстовский - автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал шесть опер - «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» (1835) по роману Михаила Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик Александр Серов. В 1862 году, после смерти композитора, он писал, что "в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку".

Также прославился романсами - «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи Пушкина; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла Полина Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам Верстовского относятся «Чёрная шаль» (на стихи Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи Жуковского), «Три песни скальда» и другие.

Скончался 5 ноября 1862 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

[i]По материалам Википедии[/i]
[/block][block=Композитор]
[b]Оперы[/b]

1854 «Громобой»
1844 «Сон наяву, или Чурова долина»
1839 «Тоска по родине»
1835 «Аскольдова могила»
1832 «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев»
1828 «Пан Твардовский»

[b]Водевили[/b]

1831 «Старый гусар, или Пажи Фридриха II»
1830 «Муж и жена»
1829 «Новый Парис»
1829 «Станислав, или Не всякий так сделает»
1829 «Дипломат»
1828 «Пять лет в два часа, или Как до́роги утки»
1828 «Средство выдавать дочерей замуж»
1828 «Утро после бала»
1827 «Вечер под Новый год»
1827 «Две записки, или Без вины виноват»
1827 «Странствующие лекари, или Искусство пробуждает мёртвых»
1827 «Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам»
1827 «Репетиции на станции, или Доброму служить сердце лежит»
1827 «Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам»
1826 «Притчи, или Эзоп у Ксанфа»
1825 «Встреча дилижансов»
1825 «Забавы калифа, или Шутки на одни сутки»
1825 «Волшебный нос, или Талисманы и финики»
1825 «Опыт артистов, или Авось удастся»
1825 «Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери»
1825 «Три десятки, или Новое двухдневное приключение»
1824 «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»
1824 «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье»
1824 «Хлопотун, или Дело мастера боится»
1824 «Проситель»
1822 «Новая шалость, или Театральное сражение»
1822 «Дом сумасшедших, или Странная свадьба»
1821 «Сюрпризы»
1820 «Карантин»
1819 «Бабушкины попугаи»
1817 «Сентиментальный помещик в степной деревне»

[b]Музыка к драматическим спектаклям[/b]

1839 «Кремнёв, русский солдат»
1832 «Рославлев»
1832 «Цыганы»
1829 «День падения Миссолонги»
1829 «Свадьба Фигаро»
1827 «Школа супругов»
1825 «Любопытная, или Догадки невпопад»

[b]Романсы и песни для голоса и фортепиано[/b]

«Чёрная шаль»
«Бедный певец»
«Ночной смотр»
«Гишпанская песня»
«Два ворона»
«Певец»
«Цыганская песня Земфиры»
«Тоска по милому»
«Колокольчик»
[/block]
Дата добавления
22.06.2022 в 20:51
Автор
4138517
Дата редактирования
15.01.2023 в 19:22
Последнее обновление персоны в архиве
16.04.2024 в 04:24