Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
42367
Имя
Дмитрий Бортнянский
Дата рождения
28 октября 1751 года
Титульное фото
https://i5.imageban.ru/out/2022/05/08/effd5300d1003f8e06652a716fd22bc7.jpg
Фотографии
Информация [14665 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Дмитрий Степанович Бортнянский
[b]Дата рождения:[/b] 28 октября, 1751 | скорпион
[b]Место рождения:[/b] Глухов, Киевская губерния, Российская империя
[b]Дата смерти:[/b] 10 октября, 1825 | 73 года
[b]Место смерти:[/b] Санкт-Петербург, Российская империя
[b]Карьера:[/b] Композитор
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка, духовная музыка, опера
[b]Супруга:[/b] Анна Бортнянская
[/block][block=Биография]

Дмитрий Степанович Бортнянский - русский композитор, дирижёр, певец. Воспитанник, позднее директор Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник. Наряду с Максимом Созонтовичем Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Сочинял также светскую музыку - оперы, клавирные сонаты, камерные ансамбли.

[b]Детство и юность[/b]

Родился Дмитрий Бортнянский в семье казака в городе Глухове, который в то время был столицей Малороссии и славился своей Певческой школой. Проучившись в этой школе год или два, семилетний мальчик, обладавший превосходным дискантом, в числе десяти лучших учеников был отправлен в Санкт-Петербург и определен в певчие Придворной Капеллы ещё в царствование Елизаветы, дочери Петра I.

Певчие участвовали в отправлении церковных служб, в оперных постановках, в музыкальных увеселениях двора - "концертах-эрмитажах", сопровождали императрицу во время её прогулок. Хоровая музыка звучала и во время званых обедов и ужинов августейшей семьи.

Обучение малолетних певчих в Капелле производилось больше по слуху и подражанию, нежели по правилам. Учитель пения и его помощники учили и больших и малолетних певчих со скрипкой в руках и таким образом направляли слух и голос каждого.

Один из первых биографов Бортнянского, его внук Дмитрий Долгов, рассказывает историю из детства композитора, связанную с императрицей Елизаветой Петровной:

«В одну заутреню на Светлое Христово Воскресение маленький Бортнянский, утомлённый продолжительным церковным богослужением, заснул на клиросе. Императрица заметила это, и по окончании службы приказала отнести его на свою половину и осторожно положить в постель».

Яркий талант юного певчего не остался незамеченным. 11-летнему Дмитрию была поручена партия Альцесты в одноимённой опере, написанной придворным композитором Германом Раупахом на либретто Александра Сумарокова. Спустя два года при возобновлении постановки он уже исполняет главную мужскую теноровую партию Адмета. И как знать, так ли удачно определилась судьба Бортнянского, если бы его молодость и становление как музыканта не пришлись на эпоху "золотого века" Екатерины II.

Мальчика определяют в Шляхетский корпус для обучения драматическому актёрскому искусству, ему начинают преподавать иностранные языки. Но, самое главное, его успехи отметил сам Бальдассаре Галлуппи - выдающийся европейский композитор, "отец" итальянской комической оперы, приглашённый Екатериной II на придворную службу. Именитый маэстро оценил способности Бортнянского, и более трёх лет занимался с ним пением, игрой на клавесине и композицией. Покидая Россию летом 1768 года, Галуппи настоятельно рекомендовал отправить одарённого юношу в Италию для продолжения обучения. Мнение маэстро было услышано, и Дмитрий в качестве "пенсионера", т.е. за государственный счёт, последовал за своим наставником.

Сначала юноша направился в Венецию - родной город своего учителя, и ещё несколько лет продолжал брать у Галуппи уроки. Предметом их занятий были опера, различные жанры культовой музыки, вокально-инструментальные композиции. Галуппи продолжал покровительствовать Бортнянскому и тогда, когда молодой композитор начал делать первые самостоятельные шаги в своём творчестве: его рекомендации открывали перед начинающим музыкантом двери музыкальных учреждений, помогали в получении заказов.

[b]Карьера[/b]

В 1776 году Бортнянский впервые пробует себя как оперный композитор. В венецианском театре "San Benedetto", вероятно, по протекции Галуппи, состоялась премьера оперы «Креонт». На издании либретто было указано время постановки: "осень 1776 г." Однако на рукописной партитуре, которая считалась утраченной и совсем недавно была обнаружена в одном из европейских собраний, стоит дата "1777 г.", а также содержится упоминание об ещё одной постановке, подтверждая сведения, приведённые в 1857 году в биографическом очерке о Дмитрии Бортнянском его внуком Дмитрием Долговым. Это означает, что опера исполнялась неоднократно в течение всего сезона.

Чьё литературное произведение было положено в основу «Креонта», удалось разгадать не сразу, так как имя автора не было указано в печатном издании. Однако было установлено, что это переделанный текст либретто, написанного в 1772 году итальянским поэтом Марко Кольтеллини для своего соотечественника Томмазо Траэтты к его опере «Антигона», в то время, когда они оба находились на службе у Екатерины II.

Следующая опера, «Алкид», была также поставлена в Венеции в 1778 году, в театре "San Samuel". Она написана на либретто Пьетро Метастазио. Новое сочинение было свидетельством полной творческой зрелости 27-летнего композитора, и его выдающегося художественного дарования.

В конце того же года, уже в Модене, в придворном театре герцогов д'Эсте, была поставлена последняя, как принято считать, итальянская опера Бортнянского «Квинт Фабий», написанная на популярное либретто Апостоло Дзено, который взял за основу сюжет из классической Римской истории. На титульном листе авторской партитуры указано, что опера исполнялась во время карнавала 1779 года. При этом рецензия в журнале "Мессаджеро" свидетельствует, что премьера состоялась раньше, 26 декабря 1778 года, и получила "высокое одобрение двора его светлости и единодушные аплодисменты зрителей..."

В Италии Бортнянский также изучал западную церковную музыку (в частности, произведения Грегорио Аллегри, Алессандро Скарлатти, Никколо Йоммелли), знакомился с сочинениями Генделя и Моцарта, и создал ряд духовных произведений на латинские («Gloria», «Ave Maria», «Salve Regina») и немецкие протестантские («Немецкая обедня») религиозные тексты.

Сочиненная им «Немецкая обедня» позволяет предположить, что побывал Бортнянский и в Австрии, и, вероятно, даже во Франции, чему может быть свидетельством написанная им в 1778 году ария на французский текст.

Сведения о произведениях, созданных в итальянский период, их количестве крайне скудны. Скорее всего, в основном, это были многочисленные мотеты, хоровые полифонические песнопения на библейские тексты - свидетельство основательности школы, пройденной Бортнянским под руководством Бальдассаре Галуппи.

Немногое известно и о сочинённых тогда же произведениях в жанрах камерной инструментальной музыки. В списке рукописей, переданных в Придворную капеллу после смерти композитора его вдовой, Анной Бортнянской, значится шестьдесят одно сочинение для разных инструментальных составов. До наших дней дошло лишь около двадцати. Столь же неполон и перечень его светских вокальных сочинений.

До сих пор неясно, сколько опер было в действительности создано Бортнянским во время его стажировки. По свидетельствам архивных документов, вдова передала на хранение пять итальянских опер. Однако сведения имеются лишь о трёх, упомянутых ранее.

В апреле 1779 года Дмитрий Бортнянский получает из России за подписью директора придворных театров Елагина уведомление, предписывающее ему, "взяв с собою все сочинения, немедля нисколько возвратиться в отечество". Тон и содержание письма были весьма уважительными с заверениями в том, что при желании композитор сможет посетить Италию снова.

Возвращение композитора в Россию и представление его императрице прошли удачно. Преподнесённые им Екатерине II "итальянские" сочинения произвели сенсацию. Бортнянский получает должность капельмейстера Придворного певческого хора, а Бальдассаре Галуппи "за труды его в обучении посыланного туда придворным певчим Дмитрия Бортнянского" была послана тысяча цехинов.

В 1783 году Бортнянского пригласили на должность главного капельмейстера "малого двора" наследника престола Павла Петровича. Для Павловского любительского театра Бортнянский написал три оперы на французском языке. Также он был учителем музыки Марии Фёдоровны и детей наследной четы - в т.ч. будущего императора Александра I.

Занимаясь музицированием с императрицей Марией Фёдоровной, Бортнянский создал много инструментальных сочинений: пьесы, сонаты и ансамбли для клавесина, произведения для оркестра, романсы и песни.

Главной областью творчества Бортнянского по возвращении на родину стала духовная музыка, его первая «Херувимская песнь», была написана до 1780 года, последняя - в 1812-м.

В 1806 году Бортнянский стал действительным статским советником, в 1815-м - членом Санкт-Петербургского филармонического общества.

С 1816 года Бортнянский исполнял обязанности цензора духовной музыки. Этот год ознаменовался Указом Святейшего Синода, запрещающего петь в церквах по рукописным тетрадям:

«Святейший правительствующий Синод высочайше повелел: дабы впредь не вводить в употребление тетрадей рукописных, кои отныне строжайше запрещаются, но всё, что ни поётся в церквах по нотам, должно быть печатное и состоять или из собственных сочинений директора придворного певческого хора, статского советника Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны печатаемы быть с одобрения господина Бортнянского».

Так Бортнянский стал обладателем монополии на издание церковной музыки в России, в то время как пользоваться рукописными нотами было запрещено. Он издал все собственные церковные произведения, которые посчитал достойными публикации, в том числе 35 хоровых концертов на четыре голоса и 11 двуххорных концертов.

[b]Последние годы[/b]

В конце жизни Бортнянский продолжал писать романсы, песни, кантаты. Он написал гимн «Певец во стане русских воинов» на слова Жуковского, посвящённый событиям войны 1812 года. В последние годы жизни работал над подготовкой к изданию полного собрания своих сочинений, в которое он вложил почти все свои средства, но так и не увидел его.

Скончался 28 сентября 1825 года в Санкт-Петербурге под звуки своего концерта «Вскую прискорбна еси душе моя», исполненного по его желанию капеллой в его квартире, а полное собрание его сочинений в 10-ти томах вышло лишь в 1882 году под редакцией Чайковского.

Похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1953 году прах был перенесён на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры.

[b]Творческое наследие[/b]

Русскую хоровую культуру до 1825 года с полным правом называют "эпохой Бортнянского". Признание и известность пришли к Бортнянскому ещё при жизни. Его хоровые сочинения получили быстрое распространение в церковных кругах, они звучали не только в храмах Москвы и Санкт-Петербурга, но и в церквах маленьких провинциальных городов.

В период многолетней деятельности Бортнянского на посту директора Придворной певческой капеллы значительно повысился профессиональный уровень коллектива; современники сравнивали его с хором Сикстинской капеллы. Во время великопостных концертов почти все оратории и мессы исполнялись с участием певчих Капеллы и их репертуар в значительной мере был составлен Бортнянским. Он стал инициатором еженедельных дневных открытых концертов в Капелле, где исполнялись оратории Генделя («Мессия»), Гайдна («Сотворение мира», «Времена года», «Возвращение Товия»), Бетховена («Христос на Елеонской горе», «Сражение при Ватерлоо»), реквиемы Моцарта, Керубини и многих других.

При жизни Бортнянский стал известен как создатель духовных сочинений: небольших церковных песнопений и концертов, нескольких циклов «Литургии» («Простое пение», «Литургия» на три голоса, «Немецкая обедня», «Литургия» на четыре голоса, «Великопостная обедня»), и цикла ирмосов Великого канона св. Андрея Критского («Помощник и покровитель»), 12 заздравных песнопений на великие праздники, причастных стихов и прокимнов. Светская часть его творчества - оперы, кантаты, камерно-инструментальные произведения, романсы и песни - со временем утратила значение.

Духовные сочинения Бортнянского условно разделяются на несколько групп. Одну составляют песнопения для ежедневного богослужения, в их мелодике отсутствуют виртуозные пассажи и сложные ритмические рисунки, менее выражены жанровые черты менуэта и марша (Литургия на три голоса, ирмосы, одночастные хоры, например: «Вкусите и видите», «Ныне силы небесныя», «Иже херувимы»). Другая группа представлена концертами. Ранние концерты в основном образуют трёхчастный цикл, написаны в мажорных тональностях, в их мелодике используются ритмы и обороты менуэта, полонеза, марша. Поздние концерты чаще составляют четырёхчастный цикл, в них доминирует минорный лад, более развиты полифонические приёмы и формы (имитации, фугато, фуги), преобладают лирико-гимническое начало и элегичность, что связано с влиянием зарождавшегося стиля сентиментализма, для которого был характерен жанр элегии.

Отдельная группа песнопений связана с обработками старинных распевов. Интерес к этому жанру усилился в последние годы жизни композитора. В отличие от протоиерея Петра Турчанинова, Бортнянский значительно перерабатывал и сокращал старинные мелодии (греческий, киевский и болгарский распевы), так что порой они становились весьма далеки от первоисточника. По сравнению с другими сочинениями обработки Бортнянского отличаются большей ладово-гармонической и ритмической свободой: для них характерны опора на ладовую переменность, свойственную ранним гармонизациям древнерусских распевов, и нерегулярная ритмика. К этой же группе песнопений можно отнести «Простое пение», написанное в 1814 году по императорскому заказу. По сути, композитор сочинил образцовый цикл «Литургии», который предназначался для богослужения как в столичных церквах, имевших большие хоровые коллективы, так и в провинциальных храмах, где её могли пропеть на два голоса.

После смерти композитора в 1825 году архив его рукописей был передан его вдовой в Придворную певческую капеллу. Во второй половине XIX века этот архив, по утверждению исследователя Павла Сербина, "был разбазарен, многие рукописи ушли к антикварам, большая часть автографов была утеряна, в том числе, почти все его инструментальные сочинения". Какие-то ноты остались в европейских архивах.

[i]По материалам Википедии и tadviser.ru[/i]
[/block][block=Композитор]
[b]Оперы[/b]

1787 «Сын соперник, или Новая Стратоника»
1786 «Празднество сеньора»
1786 «Сокол»
1779 «Квинт Фабий»
1778 «Алкид»
1776 «Креонт»

[url=https://litresp.ru/chitat/ru/К/kovalev-konstantin/bortnyanskij/12]Полный список произведений[/url]
[/block]
Дата добавления
22.06.2022 в 20:57
Автор
4138517
Дата редактирования
18.10.2022 в 16:37
Последнее обновление персоны в архиве
23.04.2024 в 04:26