Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
42501
Имя
Иоганн Адольф Хассе
Дата рождения
25 марта 1699 года
Титульное фото
https://i120.fastpic.org/big/2022/0730/ae/14757d15f99e632ae862b01b721d2dae.jpg
Фотографии
https://i120.fastpic.org/big/2022/0730/1f/d3309ab76f7c72b00bb01ca1d3d75b1f.jpg
Информация [7794 символа]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Johann Adolph Hasse
[b]Дата рождения:[/b] 25 марта, 1699 | овен
[b]Место рождения:[/b] Бергедорф, Германия
[b]Дата смерти:[/b] 16 декабря, 1783 | 84 года
[b]Место смерти:[/b] Венеция, Италия
[b]Карьера:[/b] Композитор, певец
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка, духовная музыка, опера
[b]Супруга:[/b] Фаустина Бордони (умерла)
[/block][block=Биография]

Иоганн Адольф Хассе - немецкий композитор, певец и музыкальный педагог эпохи барокко и классицизма. Один из наиболее ярких представителей сентиментализма, одним из первых композиторов обратился к стилю рококо. Наибольшую известность получил как автор опер (на итальянском языке) и духовной музыки, внёс большой вклад в развитие оперы-сериа, а также являлся одним из зачинателей жанра комической оперы ещё до Перголези. Был другом известного поэта и либреттиста Пьетро Метастазио, писал оперы на его сюжеты.

Хассе был продолжателем древней династии знаменитых немецких музыкантов - его прадед, Петер Хассе, был известным органистом, учеником Свелинка и стоял у истоков северогерманской органной школы, а дед, Николаус Хассе, также органист, развивал идеи отца и снискал общегерманскую известность.

Хассе начал музыкальную карьеру в Гамбурге в опере, куда поступил в 1718 году тенором. В 1719 году он стал капельмейстером в Брауншвейге, где созданием оперы «Антиох» в 1721 году начал свою деятельность в качестве композитора.

В 1722 году Хассе уехал в Италию и поселился в Неаполе, где учился у Николы Порпоры, а затем у Алессандро Скарлатти. В 1730 году он женился на оперной певице Фаустине Бордони, и в том же году получил приглашение стать придворным капельмейстером в Дрездене, куда прибыл в июле следующего года. Этот пост он занимал до 1764 года. При нём капелла получила славу лучшего оркестра Европы. В это время для Дрезденского оркестра писали музыку такие композиторы, как Зеленка, Телеман, Вивальди, Кванц и другие. Затем Хассе работал в Вене из-за причинённого Семилетней войной Дрездену ущерба и падения интереса к музыке при саксонском дворе, а после уехал в 1773 году в Венецию.

[b]Отношения с Пьетро Метастазио[/b]

Дружба Хассе с Метастазио и его оценка формы искусства, созданной либреттистом, с годами росли. Несмотря на то, что все ранние тексты Метастазио были значительно изменены для постановок Хассе, Фридрих Великий и Франческо Альгаротти оказали влияние, уговорив композитора отдавать большее уважение работам своего друга. В начале 1740-х Хассе начал использовать новые либретто Метастазио, и их отношения также значительно улучшились примерно в это время. В одном из своих писем, датированном мартом 1744 года, Метастазио написал следующее: «...никогда до сих пор мне не доводилось видеть его [Хассе] во всей его красе, но всегда оторванным от его многочисленных личных отношений таким образом, что он был подобен арии без инструментов; но теперь я вижу в нём отца, мужа и друга, качества, которые создают в нём замечательный союз с теми прочными основами способностей и хорошего поведения, за которые я буду лелеять его столько лет...»

В последующие годы Хассе переписал свои ранние работы, основанные на текстах Метастазио, на этот раз уделяя большое внимание первоначальному замыслу автора, и в течение 1760-х годов, когда Метастазио писал новые тексты, Хассе, как правило, был первым композитором, который ставил по ним оперы. Музыкальный критик Чарльз Берни так написал об этом творческом союзе: «Эти поэт и музыкант - не что иное, как две половинки, как Платоновский Андрогин, когда-то составлявший единое целое; поскольку они в равной степени обладают одинаковыми характерными чертами истинного гения, вкусом и рассудительностью; уместность, последовательность, ясность и точность - неотъемлемые спутники обоих...»

[b]Стиль и репутация[/b]

Стиль Хассе выделяется прежде всего лиризмом и чувством мелодии. Тщательный выбор тональности также был решающим в стиле Хассе, в то время как определённые эмоции обычно выражались лишь выбором темпа. Любовные чувства выражались в тональности Ля, а для выражения аристократического благородства Хассе использовал до- и си-бемоль; с другой стороны, его сверхъестественная и внушающая страх музыка обычно входила в тональность до- и фа-минор. Большинство его арий начинаются с мажора, переключаясь на минор только в середине, прежде чем снова вернуться к мажору. По мере развития карьеры композитора его арии становились всё длиннее, но лирическое чувство по-прежнему оставалось его главной целью.

Хассе скончался 16 декабря 1783 года в Венеции, от последствий артрита. Незадолго до этого умерла и Фаустина.

[b]Творческое наследие[/b]

Хассе написал более 60-ти опер, несколько ораторий, множество серенад, кантат и значительное количество музыкальных произведений духовной тематики. Он использовал либретто для своих опер, написанные известнейшими современниками, такими как Пьетро Метастазио, Апостоло Дзено, Стефано Паллавичини, Джованни Пасквини и др. Также композитор написал большое количество камерно-инструментальных произведений, в их числе около 80-ти концертов для флейты, сонаты, симфонии. Значительная часть произведений была утеряна в ходе Семилетней войны и бомбардировки Дрездена союзниками во время Второй мировой войны.

Несмотря на заявление Джованни Баттиста Манчини о том, что Хассе был "Отцом Музыки" и невзирая на огромную популярность композитора как деятеля серьёзной итальянской оперы XVIII века, после смерти Хассе его музыка на два века была практически забыта (за исключением некоторых культовых произведений, которые время от времени возрождались в Германии). Внимание к композитору возродилось в 1820 году после выхода в свет его биографии. Однако сегодня интерес к музыке Хассе необычайно возрос. В Гамбурге был открыт музей Иоганна Адольфа Хассе, посвящённый его жизни и творчеству.

[i]По материалам Википедии[/i]
[/block][block=Композитор]
[b]Оперы[/b]

1771 «Il Ruggiero ovvero L’eroica grattitudine»
1768 «Piramo e Tisbe»
1767 «Partenope»
1765 «Romolo ed Ersilia»
1764 «Egeria»
1762 «Il trionfo di Clelia»
1761 «Zenobia»
1760 «Alcide al bivio»
1759 «Achille in Sciro»
1758 «Il sogno di Scipione»
1758 «Nitteti»
1756 «L’Olimpiade»
1755 «Il rè pastore»
1754 «Artemisia»
1753 «L’eroe cinese»
1753 «Solimano»
1752 «Adriano in Siria»
1751 «Ciro riconosciuto»
1750 «Attilio Regolo»
1749 «Il natal di Giove»
1748 «Demofoonte»
1747 «La spartana generosa, ovvero Archidamia Leucippo»
1745 «Arminio»
1744 «Ipermestra»
1744 «Semiramide riconosciuta»
1743 «Endimione»
1743 «Antigono»
1742 «Lucio Papirio»
1742 «Asilio d’amore»
1742 «Didone abbandonata»
1741 «Numa Pompilio»
1739 «Viriate»
1738 «Irene»
1738 «Alfonso»
1737 «Senocrita»
1737 «Atalanta»
1737 «Asteria»
1735 «Tito Vespasiano, La clemenza di Tito»
1734 «Sei tu, Lidippe, ò il sole»
1734 «Senz’attender che di maggio»
1733 «Siroe rè di Persia»
1732 «Cajo Fabricio»
1732 «Demetrio»
1732 «Euristeo»
1732 «Issipile»
1731 «Cleofide»
1731 «Catone in Utica»
1730 «Artaserse»
1730 «Dalisa»
1730 «Arminio»
1730 «Ezio»
1729 «L’Ulderica»
1729 «La sorella amante»
1729 «Tigrane»
1728 «Attalo, re di Bitinia»
1727 «Enea in Caonia»
1727 «Gerone tiranno di Siracusa»
1726 «Il Sesostrate»
1726 «La Semele o sia La richiesta fatale»
1726 «L’Astarto»
1725 «Antonio e Cleopatra»
1721 «Antioco»

[b]Оратории[/b]

1750 «La conversione di Sant' Agostino»
1747 «Santa Elena al Calvario»
1745 «La Caduta di Gerico»
1744 «Ci’l un parantê und parsol scelopgrini»
1744 «La Deposizione della Croce»
1742 «I pellegrini al sepolcro di nostro redentore»
1741 «Giuseppe riconosciuto»
1737 «Le Virtù appié della Croce»
1736 «Serpentes Ignei in deserto»
1734 «Il cantico de' tre fanciulli»
1731 «Daniello»
1730 «S. Petrus et S. Maria Magdalena»
[/block]
Дата добавления
30.07.2022 в 17:19
Автор
4138517
Дата редактирования
30.03.2023 в 19:49
Последнее обновление персоны в архиве
23.04.2024 в 04:26