Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
42503
Имя
Александр Кастальский
Дата рождения
16 ноября 1856 года
Титульное фото
https://i1.imageban.ru/out/2022/09/13/6357ba8b8c41594213d37ddfbe9206df.jpg
Фотографии
Информация [4763 символа]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Александр Дмитриевич Кастальский
[b]Дата рождения:[/b] 16 ноября, 1856 | скорпион
[b]Место рождения:[/b] Москва, Российская Империя
[b]Дата смерти:[/b] 17 декабря, 1926 | 70 лет
[b]Место смерти:[/b] Москва, СССР
[b]Карьера:[/b] Композитор, дирижёр
[b]Жанр:[/b] Симфоническая музыка
[/block][block=Биография]

Александр Дмитриевич Кастальский - русский и советский композитор, хоровой дирижёр, фольклорист, музыковед.

Окончил Московскую консерваторию. Учился у Чайковского и Танеева. С 1887 года - преподаватель Синодального училища, с 1910-го его директор. С 1901-го по 1910-й - регент Синодального хора. В 1911 году вместе с Филиппом Степановым совершил гастроли по Европе.

После революции 1917 года вёл активную музыкально-просветительскую работу. С 1922-го - профессор Московской консерватории.

Духовная музыка составляет бо́льшую и лучшую часть творческого наследия Кастальского. Он сумел найти новый путь в развитии православной церковной музыки, сумел избежать искушения привнести законы светской музыки в нормы церковного искусства. Родившееся из церковных недр, искусство Кастальского отличалось сугубо певческим, а не инструментальным характером звуковедения и сопряжения партий, оно развивалось по законам храма, а не сцены. От роспевщиков древности Кастальский наследовал мелодику, тематику и дух их творчества, творческие принципы, основанные на нерасторжимости составных элементов храмового действа и определяющиеся задачами богослужения и церковным календарём. В обработках Кастальского знаменный распев был использован в значении музыкальной темы, подлежащей тематическому развитию, стал играть роль первоосновы музыкального языка и превратился в критерий стиля.

Почти каждое из духовных сочинений Кастальского существует в нескольких редакциях, возникновение которых обусловлено исполнительской практикой. Интерпретаторами хоров Кастальского были талантливые регенты Синодального хора - Василий Орлов, Николай Данилин, Николай Голованов.

После Октябрьской революции писал музыку, посвящённую героической советской действительности, в том числе хоровые сочинения «Гимн труду» (1923), «В. И. Ленину. У гроба» (для чтеца, хора и симфонического оркестра, 1924).

Скончался 17 декабря 1926 года в Москве.

[b]Творческое наследие[/b]

Точное число работ Кастальского не установлено. В начале XX века было опубликовано и перечислено в каталоге Петра Юргенсона 73 духовных хора. В конце XX века исследователи располагали сведениями о более чем 130-ти духовно-музыкальных сочинениях и переложениях Кастальского.

Как теоретик музыки, Кастальский специализировался в гармонии русской народной песни, особенно пристально - в последний, советский период своей жизни. Он настаивал на том, что звуковысотная система русской народной музыки самостоятельна, то есть независима от "школьно-композиторской практики" (по-видимому, следует понимать - независима от западноевропейской, классико-романтической практики композиции), что она покоится на других, своих основаниях и в устройстве звукорядов и ладов, и распределении каденций, и ритмической свободы и её богатства, и расположении голосов, и гармонических созвучий, и манеры их соединения.

При том, что Кастальский категорически отвергал самую идею западного влияния на русский музыкальный фольклор, он, тем не менее, анализировал тот же самый фольклор с применением категорий и терминов западноевропейской тональной гармонии, находя в русской народной песне "мажор с повышенной IV ступенью" (вместо лидийского), "минор с низкой II ступенью" (вместо фригийского) и т. п. Своё представление о народной музыкальной системе Кастальский стремился внедрить в преподавание, в виде особого курса "русской гармонии на народно-национальной основе".

[i]По материалам Википедии[/i]
[/block][block=Композитор]

1924 «В. И. Ленину. У гроба» для чтеца, смешанного хора и оркестра
1924 «Сельские работы в народных песнях» для смешанного хора и оркестра народных инструментов
1923 «Деревенская симфония» для смешанного хора и оркестра
1923 «Гимн труду» для смешанного хора
1918 «Из патриаршего и архиерейского служения» для смешанного хора
1917 «Вечная память героям. Избранные песнопения и панихиды» для смешанного хора
1915 «Братское поминовение»
1913 «Чтение дьяком люду московскому послания патриарха Ермогена к тушинским изменникам в 1609 году»
1912 «Триста лет»
1911 «В память 1812 года»
1909 «Пещное действо» для баса и смешанного хора
1906 - 1914 «Из минувших веков. Опыт музыкальных реставраций» для фортепиано
1905 «Литургия св. Иоанна Златоуста». Избранные песнопения для женского хора
1901 - 1903 «Песни к Родине» для смешанного хора
1901 «По Грузии». Восемь пьес для фортепиано на грузинские народные мелодии
[/block]
Дата добавления
30.07.2022 в 17:37
Автор
4138517
Дата редактирования
18.10.2022 в 22:04
Последнее обновление персоны в архиве
23.04.2024 в 04:26