Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
43160
Имя
Муцио Клементи
Дата рождения
23 января 1752 года
Титульное фото
https://lostpix.com/img/2024-03/05/pgsuxdt5fsbtfo3djkhxixm6g.jpg
Фотографии
Информация [6988 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Mutius Philippus Vincentius Franciscus Xaverius Clementi
[b]Псевдоним:[/b] Muzio Clementi
[b]Дата рождения:[/b] 23 января, 1752 | водолей
[b]Место рождения:[/b] Рим, Папская область, Италия
[b]Дата смерти:[/b] 10 марта, 1832 | 80 лет
[b]Место смерти:[/b] Ившем, графство Вустершир, Англия
[b]Карьера:[/b] Композитор
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка
[/block][block=Биография]

Муцио Клементи (полное имя Муцио Филиппо Винченцо Ксавьер Франческо Клементи) - итальянский композитор, пианист, педагог, предприниматель. Жил преимущественно в Англии. Наиболее известен своими фортепианными сонатами и сборником фортепианных этюдов "Градус Парнаса".

[b]Детство и юность[/b]

Муцио Клементи родился в Риме 23 января 1752 года в семье известного ювелира Николо Клементи. Музыкальные способности ребёнка проявились так рано и были настолько экстраординарными, что уже в девятилетнем возрасте Муцио, освоивший под руководством нескольких хороших учителей пение, контрапункт и игру на органе, принял участие в конкурсе на звание церковного органиста и сумел одержать победу. Первоначальное музыкальное образование получил под руководством органиста Антонио Бурони. В 1759-м - 1761-м годах изучал в Риме теорию музыки у органиста Кордичелли. С 1761 года служил органистом в одной из римских церквей, продолжая свои музыкальные занятия: пению обучался у Джорджо Сартарелли, контрапункт изучал под руководством Джузеппе Карпани.

С юных лет Клементи поражал слушателей своей игрой на фортепиано, и уже в тринадцать лет он уже сопровождал на органе службы в римской базилике Сан-Лоренцо. В 1766 году меценат Питер Бекфорд пригласил 14-летнего пианиста в Англию, где затем увёз подростка к себе в поместье в аббатстве Фонтхилл. Там он дал мальчику основательное домашнее образование. Не вмешивался Бекфорд только в его занятия на клавишных инструментах, имевшихся в доме. От Клементи требовалось лишь одно: в течение семи лет играть на них ежедневно не менее шести-восьми часов в день и время от времени демонстрировать Бекфорду и его гостям свои успехи. Так всё и шло, пока Муцио, наконец, не стал совершеннолетним. С 1773 года он жил в Лондоне; в том же году был издан первый сборник его фортепианных сочинений.

[b]Карьера[/b]

С 1777-го по 1780-й год Клементи был капельмейстером Итальянской оперы в Лондоне. С начала 1780-х много гастролировал в Европе как пианист-виртуоз с исполнением собственных фортепианных сочинений. В 1781 году посетил Вену, где в присутствии императора Иосифа II состязался с Моцартом. Состязание закончилось вничью.

В 1786 году Клементи прекратил выступления в качестве пианиста. Он обосновался в Лондоне и посвятил себя педагогической и композиторской деятельности, теперь уже отдавая предпочтение симфоническим жанрам. В начале XIX века много работал за пределами Англии, в том числе в России вместе со своими учениками Джоном Фильдом и Августом Кленгелем, дирижировал собственными оркестровыми сочинениями. В 1813 году стал одним из основателей Филармонического общества в Лондоне, до 1816 года дирижировал в концертах общества.

Клементи занимался и коммерческой деятельностью - он был основателем и совладельцем фабрик музыкальных инструментов и музыкально-издательских предприятий, в которых издавал сочинения современных ему композиторов, в том числе Бетховена. В 1823 году Клементи вместе с Генри Бишопом, Уильямом Хорсли и Сэмюэлом Уэйсли принял участие в составлении и издании большой музыкальной энциклопедии «The Encyclopaedia of Music».

Помимо 58-ми фортепианных сонат (ранние из которых получили высокую критику от Йозефа Гайдна) и нескольких сонатин, Клементи принадлежит ряд сочинений для оркестра: около 15-ти симфоний (из которых сохранилось только четыре), увертюры, а также оратория. Однако наиболее значительный вклад композитор внёс в развитие фортепианного искусства; современники называли его "отцом фортепианной музыки". Клементи одним из первых оценил новые возможности "пиано-форте" и его преимущества перед клавесином (на своих фабриках он совершенствовал механику фортепиано). Фортепианное творчество Клементи оказало значительное влияние на современников, особенно на Гайдна и Бетховена.

[b]Педагогическая деятельность[/b]

Муцио Клементи является основателем так называемой "лондонской школы пианизма". Его многочисленные ученики, в первую очередь Иоганн Батист Крамер, Людвиг Бергер, Игнац Мошелес, Джон Фильд и Фредерик Калькбреннер, в значительной степени определили развитие фортепианного исполнительства в XIX веке.

Клементи принадлежат также методические труды, прежде всего переведённая на многие языки и многократно переиздававшаяся в разных странах, в том числе и в России, «Методика игры на фортепиано» (1801), а также сборник педагогических этюдов «Ступени к Парнасу».

Во время частых поездок по Европе Клементи собрал коллекцию рукописных нот из наиболее, с его точки зрения, выдающихся произведений 25-ти известных композиторов под названием «Выбор практической гармонии». Коллекция состоит из четырёх томов, их полное издание вышло в 1815 году. Интересно, что во втором томе упоминается одночастное произведение для клавесина Доменико Скарлатти - соната соль-минор, которой Клементи дал забавное название «Кошачья фуга». Предполагается, что восходящая тема сонаты представляла в его воображении шаги кошки, небрежно идущей по случайным клавишам на клавесине.

Скончался 10 марта 1832 года.

[i]По материалам Википедии[/i]
[/block][block=Композитор]

1821 «Монферрина для фортепиано до-мажор»
1821 «Монферрина для фортепиано фа-мажор»
1821 «Монферрина для фортепиано ми-бемоль-мажор»
1821 «Монферрина для фортепиано ре-мажор»
1821 «Монферрина для фортепиано си-бемоль-мажор»
1821 «Монферрина для фортепиано соль-мажор»
1820 «Соната для фортепиано си-бемоль-мажор»
1803 «Соната для фортепиано ми-бемоль-мажор»
1802 «Рондо для фортепиано си-бемоль-мажор»
1798 «Двенадцать вальсов для фортепиано, треугольника и тамбурина»
1797 «Шесть сонатин для фортепиано»
1796 «Концерт для фортепиано с оркестром до-мажор»
1794 «Соната для фортепиано, скрипки/флейты и виолончели до-мажор»
1794 «Соната для фортепиано и скрипки до-мажор»
1794 «Соната для фортепиано и скрипки/флейты ля-мажор»
1792 «Две канцонетты для сопрано и фортепиано»
1791 «Соната для фортепиано фа-мажор»
1791 «Три сонаты для клавишных, скрипки и виолончели»
1790 «Шесть сонат для фортепиано»
1789 «Соната для фортепиано фа-мажор»
1788 «Три сонаты для клавишных, флейты и виолончели»
1787 «Каприччио для фортепиано си-бемоль-мажор»
1787 «Симфония для оркестра №2 ре-мажор»
1787 «Симфония для оркестра №1 си-бемоль-мажор»
1787 «Соната для фортепиано до-мажор»
1786 «Три сонаты для фортепиано и скрипки»
1785 «Три дуэта для для фортепиано в четыре руки»
1783 «Токката си-бемоль мажор»
1781 «Соната ми-бемоль мажор»
1779 «Три сонаты для скрипки/флейты и фортепиано»
1768 «Соната для клавишных соль-мажор»
1765 «Соната для фортепиано ля-бемоль-мажор»
[/block]
Дата добавления
20.01.2023 в 17:11
Автор
4138517
Дата редактирования
20.01.2023 в 23:50
Последнее обновление персоны в архиве
07.05.2024 в 04:37