Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
43356
Имя
Жак Ибер
Дата рождения
15 августа 1890 года
Титульное фото
https://lostpix.com/img/2024-04/09/j8wh5gk6pikn2ncucw9yvlo07.jpg
Фотографии
Информация [6882 символа]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Jacques Ibert
[b]Дата рождения:[/b] 15 августа, 1890 | лев
[b]Место рождения:[/b] Париж, Третья Французская республика
[b]Дата смерти:[/b] 5 февраля, 1962 | 71 год
[b]Место смерти:[/b] Париж, Франция
[b]Карьера:[/b] Композитор
[b]Жанр:[/b] Симфоническая музыка, опера, балет
[b]Супруга:[/b] Розетта Вебер
[/block][block=Биография]

Жак-Франсуа-Антуан И́бер - французский композитор.

Родился 15 августа 1890 года в семье торгового агента Антуана Ибера и Маргариты Лартиг, троюродной сестры Мануэля де Фальи. В четыре года начал обучаться игре на скрипке и фортепиано под руководством матери. В двенадцать лет прочёл учебник гармонии Ребера и Дюбуа, начал сочинять небольшие вальсы и песни.

По окончании школы юный Жак устроился на работу заведующего складом, чтобы помочь отцу, дела которого в то время шли не очень успешно. Втайне от родителей частным образом изучал сольфеджио и теорию музыки, а также посещал курсы актёрского мастерства Поля Муне. Муне советовал юноше избрать карьеру актёра, однако эту идею не поддержали родители Ибера, и он решил целиком посвятить себя музыке.

В 1910 году, по совету Мануэля де Фальи, Ибер подал заявление в Парижскую консерваторию, и был принят в неё как слушатель, а через год перешёл на полноценное обучение в классы контрапункта Андре Жедальжа, гармонии Эмиля Пессара, композиции и оркестровки Поля Видаля. Среди его однокурсников были будущие известные композиторы Артюр Онеггер и Дариюс Мийо. Ибер зарабатывал на жизнь, давая частные уроки, играя на фортепиано в кинотеатрах Монмартра и сочиняя эстрадные песни и танцы.

С началом Первой мировой войны Ибер, не подходивший к военной службе по состоянию здоровья, тем не менее, уходит на фронт в ноябре 1914 года санитаром. В 1916 году он заболевает тифом, из-за чего вынужден вернуться в тыл. На некоторое время он примыкает к созданной Эриком Сати группе композиторов «Новые молодые» и участвует в нескольких концертах вместе с Жоржем Ориком, Луи Дюреем и Артюром Онеггером. Год спустя Ибер поступает на службу во флот, где вскоре получает звание офицера и несколько лет служит в Дюнкерке.

В октябре 1919 года, ещё не демобилизовавшись, Ибер принимает участие в конкурсе на Римскую премию с кантатой «Поэт и фея» и сразу получает Гран-при, что позволяет ему три года жить в Риме. В том же году Ибер женится на Розетте Вебер, дочери художника Жана Вебера.

В феврале 1920-го супруги переезжают в Рим, где композитор пишет первое крупное сочинение для оркестра - «Балладу Редингской тюрьмы» по одноимённой поэме Оскара Уайльда. К римскому периоду творчества относятся опера «Персей и Андромеда», сюиты «Истории» для фортепиано и «Морские порты» для оркестра. Только постоянные переезды и чистое стечение обстоятельств привело к тому, что в 1920 году музыкальный критик Анри Колле, пересчитывая молодых композиторов, не включил Жака Ибера в знаменитую "Шестёрку".

В 1923 году композитор возвращается в Париж, где ведёт активную композиторскую деятельность, а также преподаёт в Универсальной школе оркестровку. Через три года Ибер покупает в Нормандии дом XVI века, где проводит по несколько месяцев в год, желая удалиться от городской суеты. В этом доме он создаст свои самые известные сочинения: «Дивертисмент для оркестра», оперу «Король Ивето», балет «Странствующий рыцарь» и другие.

1927 год отмечен появлением оперы «Анжелика», поставленной в Париже и принесшей её автору мировую известность. В последующие годы Ибер много работает над музыкой к театральным постановкам и кинофильмам, среди которых выделяется «Дон Кихот» (1932) с Фёдором Шаляпиным в главной роли. Композитор создаёт также ряд оркестровых сочинений, в том числе «Морскую симфонию», которая, согласно его завещанию, не должна была исполняться до его смерти.

В период с 1933-го по 1936-й годы Ибер пишет «Концерт для флейты» и «Камерное концертино для саксофона», а также два больших балета с пением (по заказу Иды Рубинштейн): «Диана из Пуатье» и «Странствующий рыцарь». Затем композитор предпринимает большое турне по Европе - он выступает со своими произведениями как дирижёр, и руководит первой постановкой «Короля Ивето» в Дюссельдорфе. Также Ибер, совместно с Артюром Онеггером, создаёт оперу «Орлёнок».

В 1937 году Ибер получает место директора Французской академии в Риме, и вновь обращается к совместной работе с Онеггером: оперетта «Малютка Кардиналь», поставленная в Париже, имела большой успех.

С начала Второй мировой войны Ибер служил на должности морского атташе при французском посольстве в Риме. 10 июня 1940-го Италия вступила в войну, и на следующий день Ибер вместе с семьёй на дипломатическом поезде отбыл из Рима.

В августе 1940 года Ибер был отправлен в отставку - специальным указом правительства Виши его имя было вычеркнуто из списка морских офицеров, а произведения запрещены к исполнению. В течение последующих четырёх лет Ибер жил на полулегальном положении, продолжая сочинять - в 1942 году он окончил начатый за пять лет до того «Струнный квартет». В октябре 1942 года Иберу удалось перебраться в Швейцарию.

После освобождения Парижа в августе 1944 года Ибер вернулся во Францию. С 1945-го по 1947-й год композитор снова возглавлял Французскую Академию в Риме. Ибер вновь пишет музыку к театральным постановкам, кинофильмам и балетам, дирижирует собственными сочинениями.

С 1950-х годов Ибер начинает испытывать проблемы с сердечно-сосудистой системой, что вынудило его прекратить концертные выступления и преподавательскую деятельность. В 1960 году композитор переезжает из Рима в Париж.

Ибер умер 5 февраля 1962 года от инфаркта. Последние годы жизни он работал над Второй симфонией, которая осталась неоконченной. Был похоронен на кладбище Пасси.

[i]По материалам Википедии[/i]
[/block][block=Композитор]
[b]Симфонические произведения[/b]

1956 «Вакханалия»
1955 «Бостониана»
1953 «Луизвильский концерт»
1950 «Каприлена» для скрипки соло
1949 «Концертная симфония» для гобоя и струнного оркестра
1949 «Этюд-каприс памяти Шопена» для виолончели соло
1940 «Праздничная увертюра»
1936 «Каприччио»
1935 «Сарабанда»
1935 «Камерное концертино» для саксофона и 11-ти инструментов
1935 «Ариетта для гитары»
1932 «Концерт для флейты с оркестром»
1931 «Морская симфония»
1930 «Дивертисмент» для камерного оркестра
1929 «Токката на имя Альбера Русселя» для фортепиано
1925 «Игра». Сонатина для скрипки и фортепиано
1925 «Концерт для виолончели и духовых»
1924 «Феерия»
1922 «Морские порты»
1921 «Истории». 10 пьес для фортепиано
1920 «Баллада Редингской тюрьмы»
1917 «Шесть пьес для арфы»

[b]Оперы[/b]

1936 «Орлёнок» (совместно с Артюром Онеггером)
1935 «Странствующий рыцарь»
1928 «Всего не предусмотришь»
1928 «Король Ивето»
1926 «Анжелика»

[b]Балеты[/b]

1935 «Диана Пуатье»
1921 «Встречи»
[/block][block=Награды и премии]

1919 Римская премия
[/block]
Дата добавления
01.03.2023 в 19:42
Автор
4138517
Дата редактирования
01.03.2023 в 19:45
Последнее обновление персоны в архиве
30.04.2024 в 04:28