Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
43358
Имя
Владимир Одоевский
Дата рождения
11 августа 1804 года
Титульное фото
https://img94.pixhost.to/images/1007/459808789_c0.jpg
Фотографии
Информация [8703 символа]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Владимир Фёдорович Одоевский
[b]Дата рождения:[/b] 11 августа, 1804 | лев
[b]Место рождения:[/b] Москва, Российская империя
[b]Дата смерти:[/b] 11 марта, 1869 | 64 года
[b]Место смерти:[/b] Москва, Российская империя
[b]Карьера:[/b] Писатель
[b]Жанр:[/b] Детская литература, публицистика, научная фантастика
[b]Супруга:[/b] Ольга Ланская
[/block][block=Биография]

Владимир Одо́евский - русский писатель, музыковед и общественный деятель, один из основоположников музыковедения в России. Выходец из знатного рода, он входил в число самых образованных людей в России дореформенной эпохи. Был последним представителем семейной линии Рюриковичей.

[b]Детство и юность[/b]

Владимир Фёдорович Одоевский родился в Москве 11 августа 1804 года. Его отец был военнослужащим, а затем принял статскую должность директора московского отделения Государственного ассигнационного банка. Мать будущего писателя была из простолюдинов. Несмотря на благородное происхождение, семья Одоевских не отличалась достатком.

Когда мальчику было пять лет, отец скончался. Мать повторно вышла замуж, а ребёнка отдали на воспитание родственникам по отцовской линии. В детстве Владимир дружил с двоюродным братом, будущим декабристом Александром Одоевским.

В 1816 году юноша стал учеником Московского университетского благородного пансиона. Здесь он особенно интересовался философией. Любимым автором Одоевского был Фридрих Шеллинг. Молодой человек стал завсегдатаем литературных кружков и посещал собрания Общества любителей российской словесности. Пансион будущий писатель закончил с золотой медалью.

После выпуска Одоевский погрузился в изучение философии и литературы, познакомился с анатомией, химией, физикой и точными науками. В 1823 году с компанией одноклассников он организовал философское общество, участники которого видели своей целью создание оригинальной российской философии, которая станет фундаментом для новой литературы. Члены общества звали себя "любомудрами" и пропагандировали философию как науку, являющуюся ключом к познанию бытия.

[b]Литература[/b]

Первые произведения Одоевского были изданы ещё в годы учёбы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, писатель участвовал в издании альманаха «Мнемозина». После восстания декабристов журнал закрыли, и чтобы исключить любые риски, Одоевский уничтожил протоколы собраний редколлегии.

В 1826 году он переехал в Санкт-Петербург и принял пост в Цензурном комитете Министерства внутренних дел. Одоевский участвовал в создании либерального цензурного устава и входил в число составителей законов, связанных с авторским правом.

Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы Одоевского публиковались также в журнале «Современник».

Открыв собственный литературный салон, писатель принимал в гостях мэтров литературы того времени. В его доме бывали Грибоедов, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский и другие.

В 1833 году были опубликованы «Пёстрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения Одоевского для детей сравнивали со сказками Андерсена.

Классикой считаются вышедшие из-под пера автора в 1838 году «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович». Творчество литератора в этот период было окутано мистицизмом. Интересный факт: неизданный им роман «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему - Одоевскому удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в XXI веке: принтеры, мобильные телефоны и другие гаджеты.

Затем Одоевский опубликовал повести «Косморама», «Саламандра», «Сильфида», «Княжна Мими» и философский роман «Русские ночи». Вдохновлённый музыкальными сюжетами, он написал очерки «Себастиан Бах» и «Последний квартет Бетховена». Писатель ратовал за просвещение народа, поэтому вошёл в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором публиковались общеобразовательные статьи.

С 1846-го по 1861-й год Владимир Одоевский служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и он почти перестал писать.

[b]Музыка[/b]

Известно, что Владимир Одоевский с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Он записывал народные напевы и составлял собственные теории.

В 1840-е годы Одоевский занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. Библиографию автора пополнили книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики».

[b]Общественная деятельность[/b]

Большую честь Одоевскому делали занятие благотворительностью и участие в общественной жизни страны. Писатель был противником крепостного права. Отстаиваемая точка зрения даже настроила против писателя некоторых дворян. Он поддерживал тюремную реформу и выступал за введение принятой в Великобритании системы суда с участием иприсяжных.

Заслугой Одоевского стало участие в жизни сирот. Писатель спонсировал организацию и благоустройство детских приютов. Ему принадлежит решение об основании Максимилиановской больницы, а позднее и учреждение Елизаветинской больницы. Вообще, Одоевский поддерживал малоимущих и всех, кто нуждался в помощи. В 1846 году он участвовал в создании Общества посещения бедных в Петербурге.

Вернувшись из Петербурга в Москву в 1862 году вслед за Румянцевским музеем, Одоевский продолжил деятельность в родном городе. Писатель помогал в основании консерватории и создании Русского музыкального общества. Его приглашали на собрания Московского артистического кружка и заседания Общества любителей российской словесности, где он выступал в роли лектора и всегда был интересным собеседником.

[b]Личная жизнь[/b]

В 1826 году Одоевский женился на Ольге Ланской. Брак помогла устроить тётка писателя. Будучи фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, Ольга убедила окружающих в привязанности к возлюбленному, несмотря на то, что по мнению многих, Одоевский, как брат декабриста, был для неё не лучшей партией, да и в семье невесты его невзлюбили.

Но несмотря ни на что, жена смогла одарить супруга той нежной и материнской любовью, которой ему не хватало в детстве. По свидетельству сохранившегося портрета кисти художника Соколова, Ланская была хороша собой, но типичная светская дама не сходилась с темпераментом Одоевского. Детей в браке не было.

Со временем чрезмерная забота и тщеславие избранницы стали обузой для Одоевского. Тем не менее, супруга помогала ему в управлении литературным салоном. Вскоре он разделился на две части: светский, которым управляла жена, и литературно-музыкальный, созданный мужем.

Владимир Фёдорович скончался 11 марта 1869 года, в возрасте 64-х лет. Большого состояния он не накопил, поэтому наследства как такового не оставил. Похоронили Одоевского на Донском кладбище.

[b]Цитаты[/b]

«Общество образует чиновников, воинов, правоведов, ремесленников, но для поэта нет воспитания... Вместо звания действователя он носит звание воспринимателя».

«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают».

«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть».

«Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым».

[i]По материалам 24smi.org[/i]
[/block][block=Библиография]

1982 «Последний квартет Бетховена. Повести, рассказы, очерки»
1956 «Музыкальная грамота, или основания музыки для немузыкантов»
1868 «Ворожеи и гадальщики»
1855 «Два дерева»
1849 «Рассказы о Боге, человеке и природе»
1844 «Гальванизм в техническом применении...»
1844 «Саламандра»
1844 «Русские ночи»
1840 «Косморама»
1840 «4338-й год: Петербургские письма»
1839 «Княжна Зизи»
1838 «Сказки и повести дедушки Иринея»
1837 «Сильфида»
1834 «Княжна Мими»
1833 «Пёстрые сказки с красным словцом»
1833 «Опыт о музыкальном языке или телеграфе...»
1833 «Реторта»
1833 «Игоша»
1824 «Мнемозина. Собрание сочинений в стихах и прозе» в четырёх томах
[/block]
Дата добавления
01.03.2023 в 21:49
Автор
4138517
Дата редактирования
01.03.2023 в 22:01
Последнее обновление персоны в архиве
30.04.2024 в 04:28