Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
31686
Имя
Елена Самарина
Дата рождения
16 декабря 1933 года
Титульное фото
https://i120.fastpic.org/big/2022/1018/6e/e23895a73697ace3aa235489ddb3936e.jpg
Фотографии
https://i120.fastpic.org/big/2022/1025/de/bfa23f6168c88018c5a84d432c6a91de.jpg
https://img0.pixhost.to/images/295/522531117_c0.jpg
https://i124.fastpic.org/big/2024/1015/a1/43b58bbb350ff39864671188cef139a1.jpg
https://i120.fastpic.org/big/2022/0910/d0/85d0c2b8962aa7ffb9a1fb270a7e4dd0.jpg
Информация [10774 символа]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Yelena Samarina
[b]Дата рождения:[/b] 16 декабря, 1933 | стрелец
[b]Место рождения:[/b] Омск, СССР
[b]Дата смерти:[/b] 4 мая, 2011 | 77 лет
[b]Место смерти:[/b] Мадрид, Испания
[b]Карьера:[/b] Актриса
[b]Жанр:[/b] Драма, комедия, триллер
[b]Супруг:[/b] Хуан Мануэль Лопес Иглесисас (умер, один ребенок)
[/block]
[block=Биография]
О Елене Самариной известно немного, хотя ее биографию трудно назвать обычной. Даже настоящая фамилия актрисы упоминается в разных вариантах (Воложанина / Вологжанина / Вологжанинова). Впрочем в историю кино она вошла под своим творческим псевдонимом, который для испанского уха звучал намного проще, поэтому, наверное, не столь уж и важно, как ее звали на самом деле.

Родилась же будущая испанская актриса в Западной Сибири, в Омске – 16 декабря 1933 года. Окончив школу она отправилась завоевывать Москву, где смогла поступить в театральное училище, которое благополучно окончила в середине 50-х годов. Но ни послужить в театре, ни сняться в кино в Советском Союзе ей не довелось. Еще в студенческие годы она познакомилась с сыном испанских эмигрантов Хуаном Мануэлем Лопесом Иглесиасом, который учился в художественном училище, и вышла за него замуж. А после начала Хрущевской «оттепели», когда стала возможна репатриация испанцев, вместе с супругом уехала на его историческую родину.

Сниматься Елена начала практически сразу после переезда в Испанию: все-таки русская театральная школа была отличной рекомендацией для начинающей актрисы. Но до второй половины 60-х годов ей приходилось довольствоваться небольшими ролями, а то и совсем крохотными эпизодами. Впрочем, выбирать не приходилось – по крайней мере, актриса была востребована и имела возможность быть в «обойме».

Ситуация начала меняться, когда в европейском кино началась эпоха т.н. «эксплотейшен»: дешевых жанровых фильмов, основой которых стали пресловутые «секс и насилие». Казалось бы, как в таком кино могла быть востребована актриса, воспитанная на классических театральных традициях? Оказывается, еще как могла! Скорее всего, Самарина увидела в «exploitation» свой шанс и не упустила его, заняв пусть не центральную, но весьма значимую нишу в европейском развлекательном кино. Без ее героинь многие хорроры, триллеры и джалло изрядно потеряли бы в яркости красок. А в некоторых, так и просто нечего было бы запомнить, если бы не Елена Самарина.

Одну из первых своих центральных ролей она сыграла в снятом в 1967-м году испано-германском сексплотейшен-триллере «Дом тысячи кукол» («La casa de las mil muñecas») . Ее мадам Виера, надзирательница подпольной работорговой биржи, стала единственным светлым пятном в этой незатейливой постановке. Впрочем, и образ жестокой мэтрессы в кожаном костюме со стеком в руках стал для Самариной единственным подобным опытом. Все-таки, героини подобные Илзе - волчице СС для нее не были органичны.

Куда лучше Елене подошла другая харáктерная маска: холодной, рафинированной аристократки с безупречными манерами и поколениями благородных предков за спиной. Поскольку подобные персонажи в эксплуатационном кино встречались довольно часто, то Самарина оказалась настоящей находкой для режиссеров.

Внешность актрисы мало напоминала о ее славянском происхождении: сухощавая фигура, вытянутое, удлиненное лицо британской леди, холодный взгляд – гримерам практически не приходилось работать, чтобы создать из Елены Самариной очередную графиню или обладательницу многомиллионного состояния. Например – Элизабет Данинскую, хранительницу поместья и наследницу любимого героя Пола Нэши в одном из фильмов про приключения оборотня Вальдемара. Или госпожу Тремон из иронического хоррора Франсиско Лары Полопа «Особняк в тумане», которая даже в обстановке всеобщего умопомешательства сохраняет идеальные манеры.

В начале 70-х годов Самарина снимается в фильмах ужасов непрерывно. Холодные аристократки требовались везде: «Таинственный человек», «Молчание могилы», «Дочь Дракулы», «Тайна красного замка», «В тени убийцы» – казалось, что образ «готической дамы» хоррор-муви буквально прирос к ней. И даже Вим Вендерс, сняв Елену в одной из центральных ролей в своем раннем фильме «Алая буква» оказался в плену ее типажа.

Наверное, как всякому творческому человеку, Самариной хотелось серьезных драматических ролей. Но сложилось так, что она оказалась заложницей своей внешности и своеобразной ауры, за которыми режиссеры уже не видели ничего иного. Даже в серьезных драматических лентах, таких как «Душевнобольные» («Las melancólicas») Рафаэля Морено Альбы, ей не удавалось выйти из образа. В этой картине, сюжетно и идеологически очень похожей на «Полет над гнездом кукушки» Кизи / Формана, она сыграла очередную графиню, морально и финансово поддерживающую молодого психиатра, который пытается сломать садистские порядки в лечебнице для душевнобольных.

Как ни странно, куда большей творческой свободой Самарина пользовалась у Хесуса Франко. Адепт и идеолог кинотрэша вообще, похоже, не слишком много внимания обращал, чем его актеры занимаются на съемочной площадке. В результате, Елена умудрялась перетянуть на себя львиную долю внимания, даже несмотря на то, что в отличие от прочих актрис в фильмах маэстро трэша, никогда не раздевалась в кадре. Так произошло, например, в «Дочери Дракулы» («La fille de Dracula»), где хозяйка отеля Анна Крамер в исполнении Самариной нагло становится центральной фигурой, задвигая на задний план главных героев. Именно вставная история любви холодной и чопорной Анны и потомка Вампира Макса Карлстейна запоминается из фильма больше всего. Все-таки благодаря профессионализму и хорошей школе Елена выделялась среди обычного актерского состава Джесса Франко словно пятиклассник среди детсадовцев. Тем более, когда ей позволяли делать со своим персонажем что угодно.

Но если для поклонников фильмов ужасов Елена Самарина стала неотъемлемой частью тренда, то с более серьезным кино ей повезло куда меньше. Роль у Вима Вендерса хоть и не стала в ее биографии единственной, но подобных ей в карьере актрисы было совсем немного – да и те никогда не выходили за пределы ее «аристократического» имиджа. Даже на закате карьеры она продолжала играть графинь, как в экранизации мольеровского «Дон Жуана в Аду» Гонсало Суареса. Драматический талант Самариной так и остался не востребован – она навсегда осталась характерной актрисой эсплуатационного кино. Возможно, в России ее ждала бы другая судьба – но об этом можно только гадать.

После того, как эпоха «expoitation» мало-помалу сошла на нет к концу 70-х годов, актриса стала сниматься гораздо реже. Небольшой всплеск произошел, когда на рубеже 90-х в Европе пробудился интерес к России, и русские герои стали частыми гостями на киноэкранах. Тут-то и обнаружилось, что в Испании имеется своя «русская». Но эти роли в фильмографии Самариной выглядят случайными эпизодами, совершенно для актрисы не свойственными и вызванными исключительно внешней коньюнктурой.

Скончалась Елена Самарина 4 мая 2011 года, совершенно незаметно для кинематографического общества. В последние годы жизни она почти не снималась и была далека от мира кино. И пусть великой актрисой назвать ее трудно, ей суждено было создать в кино ряд ярких и запоминающихся образов. А то, что почти все они пришлись на фильмы ужасов – очевидный повод для фанатов жанра вспомнить о русской испанке и отдать ей дань уважения.

Информация предоставлена сайтом "Клуб-Крик"

[/block]
[block=Фильмография]
2001 – ... Расскажи мне / Cuéntame (сериал) ... Natalia
2000 – 2001 Antivicio (сериал)
1997 La duquesa roja ... Guía rusa
1992 Крапачук / Krapatchouk ... Militaire soviétique
1991 Дон Жуан в аду / Don Juan en los infiernos ... Dama Ermita
1988 Туннель / El túnel ... Allende's Main
1987 Луте: Он передвигается или взрывается / El Lute (camina o revienta) ... Denunciante
1986 Лулу ночью / Lulú de noche
1985 Los pazos de Ulloa (мини-сериал) ... María la Sabia
1985 Реквием по испанскому крестьянину / Réquiem por un campesino español ... Mujer Carasol 4
1984 Sal gorda ... Maria Ivanova
1979 Tiempos de constitución
1979 Обнаженный Мадрид / Madrid al desnudo ... Amanda
1978 Форели / Las truchas ... Madre hiperprotectora
1978 Побитое мясо / Carne apaleada
1977 Climax ... Isabel
1977 Nido de viudas
1977 Даже Богу неизвестно / A un dios desconocido
1977 Помеченная мужчинами / Marcada por los hombres ... Pilar
1977 La mujer es un buen negocio ... Turista
1976 Смерть преследует Монику / La muerte ronda a Mónica ... María
1976 Конец недели / El puente ... Mujer de Rafael
1976 – 1978 Курро Хименес / Curro Jiménez (сериал)
1976 La Carmen
1975 Пятна крови на новом автомобиле / Manchas de sangre en un coche nuevo ... Patricia Lafond
1974 В тени убийцы / La noche de los asesinos ... Deborah Potts
1974 Приманка для девушки / Cebo para una adolescente ... Matilde
1973 Тайна красного замка / El misterio del castillo rojo
1973 Неопределенная смерть / La muerte incierta ... Sybilla
1972 Молчание могилы / Un silencio de tumba ... Vera Steiner
1972 Алая буква / Der scharlachrote Buchstabe ... Mistress Hibbins, the daughter of Gov. Bellingham
1972 Дочь Дракулы / La fille de Dracula ... Ana Kramer
1972 Особняк в тумане / La mansión de la niebla ... Mrs. Tremont
1971 Разрывая гору / Tirarse al monte
1971 Las melancólicas
1971 Тайный человек / El hombre oculto
1971 Тень оборотня / La noche de Walpurgis ... Elizabeth Daninsky
1971 Испанки в Париже / Españolas en París ... Madame Legrand
1971 La orilla ... Sor María
1970 Не прощаясь / Sin un adiós ... Enfermera
1970 Тайные намерения / Las secretas intenciones ... Marta
1970 Криворучка / Manos torpes ... Mary
1969 Ditirambo ... Viuda de Urdiales
1968 La amante estelar (короткометражный)
1968 Agonizando en el crimen ... Susane
1967 ¿Qué hay en el desván? (короткометражный)
1967 Одна история любви / Una historia de amor
1967 Дом тысячи кукол / La casa de las mil muñecas ... Madame Viera
1967 Края страха / El filo del miedo
1966 De barro y oro
1966 Новые письма к Берте / Nueve cartas a Berta ... Trini
1966 Амадор / Amador ... Julita
1966 Culpable para un delito ... Patricia
1966 Дама зари / La dama del alba
1965 Четверо неумолимых / I 4 inesorabili ... Mujer de John
1965 Currito de la Cruz ... Teresa
1963 Escuadrilla de vuelo
1963 Chantaje a un torero ... Belly, turista inglesa
1963 Дульсинея / Dulcinea
1962 Балкон луны / El balcón de la Luna
1962 Ventolera
1962 Abuelita Charlestón ... Mariscala
1961 Siempre es domingo ... Hermana de Carlota
1959 Ejército blanco
1959 S.O.S., abuelita
1958 Un vaso de whisky ... Laura
1958 Семейное приключение / ¡Viva lo imposible! ... Eloísa
1958 Aquellos tiempos del cuplé
[/block]
Дата добавления
15.07.2016 в 01:08
Автор
1134585
Дата редактирования
16.12.2016 в 13:37
Последнее обновление персоны в архиве
19.11.2024 в 05:12