Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
32421
Имя
Альберто Моравиа
Дата рождения
28 ноября 1907 года
Титульное фото
https://img0.pixhost.to/images/295/522531884_33.jpg
Фотографии
https://i120.fastpic.org/big/2022/0910/bd/b74ad7467f4a0514cd92c6eb356877bd.jpg
https://i120.fastpic.org/big/2022/0910/77/b08a88288a1d06a2324ba057fb8ffc77.jpg
https://i124.fastpic.org/big/2024/1015/ac/8c77ee150ad5a208df531c5cd423baac.jpg
https://i120.fastpic.org/big/2022/1006/d7/f10ee10508e56a45a865e7c8010f42d7.jpg
Информация [15360 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Alberto Pincherle
[b]Псевдоним:[/b] Alberto Moravia
[b]Дата рождения:[/b] 28 ноября, 1907 | стрелец
[b]Место рождения:[/b] Рим, Италия
[b]Дата смерти:[/b] 26 сентября, 1990 | 82 года
[b]Место смерти:[/b] Рим, Италия
[b]Карьера:[/b] Писатель, сценарист, актер, режиссер
[b]Жанр:[/b] Драма, комедия, мелодрама
[b]Супруга:[/b] Эльза Моранте (развод), Дачия Мараини
[/block]
[block=Биография]

Альбе́рто Мора́виа (итал. Alberto Moravia; 28 ноября 1907, Рим - 26 сентября 1990, там же) - итальянский писатель, сценарист, актер и режиссер, новеллист и журналист.

[b]Ранние годы[/b]

Сын итальянского архитектора и художника-еврея Карло Пинкерле (уроженца Венеции) и Терезы (де Марсанич) Пинкерле (уроженки Анконы с далматинскими корнями). Родился 28 ноября в доме своих родителей на улице Via Sgambati в Риме. Его настоящей фамилией была Пинкерле, а взятый позднее псевдоним Моравиа - фамилия его еврейской бабушки по отцовской линии. Альберто был вторым ребёнком в семье после старшей сестры Адрианы, в 1909 году родилась младшая сестра Элена, а в 1914 году младший брат Моравиа - Гастоне. По словам самого Альберто, «детство было обыкновенным, хотя и одиноким».

В девятилетнем возрасте будущий писатель заболевает костным туберкулёзом, от которого ему удалось излечиться лишь к 17 годам. Болезнь оказала очень сильное влияние на становление личности Моравиа. Пять лет он вынужден провести в постели в различных горных санаториях Италии, Австрии и Германии. В «Краткой автобиографии», написанной для книги Оресте дель Буоно, Моравиа скажет: «Болезнь была важнейшим фактом моей жизни». В период болезни Альберто много читает, особенно его привлекают классики семнадцатого и восемнадцатого веков (Гольдони, Шекспир, Мольер и др.). Изучает иностранные языки (к моменту выписки из санатория Кортина д’Ампеццо Моравиа знал уже три языка - родной итальянский, французский и немецкий). Начинает свою писательскую деятельность.

[b]Начало творческой деятельности[/b]

После выписки живёт в маленьком городке Брессаноне, в котором и начинает работу над своим первым романом «Равнодушные» («Gli indifferenti»), который увидит свет лишь в 1929 году и будет иметь большой успех. Этот год будет отмечен в Европе и Америке экономическим кризисом. Моравиа утверждал, что в тот момент, когда он вступал в литературу, политика его совершенно не интересовала. Его влекло только желание отразить правду. Поэтому он знакомится с современными итальянскими писателями, близкими ему по духу (Коррадо Альваро, Массимо Бонтемпелли), работает в журнале «XX век» («XX Novecento»), где напечатает свою новеллу «Уставшая куртизанка» («Cortigiana stanca»).

Официальные власти фашистской Италии восприняли роман «Равнодушные» очень негативно. Знаменитые критики того времени тоже были не в восторге, поэтому к концу 30-х годов о нем стали говорить как о случайном авторе, выплеснувшем всего себя в первый роман. Не выдержав давления со стороны общества и боясь преследования со стороны властей, Альберто начинает путешествовать, публикуя свои заметки в газете La Stampa. Впоследствии Моравиа напишет:
«Десятилетие между 1933 годом, годом прихода к власти Гитлера, и 1943-м, когда пал итальянский фашизм, было с точки зрения общественной жизни худшим временем в моей жизни, и я до сих пор не могу вспомнить о нем без содрогания. Чтобы хоть как-то вырваться из отравленной атмосферы лжи, страха и конформизма, я много путешествовал.»

Он побывал в Греции, Китае. В 1933 году стал одним из основателей журнала «Характеры» («Caratteri»). В 1935-1936 гг. он живет в США, где, по приглашению Джузеппе Преццолини, руководит культурным центром «Итальянский дом» при Колумбийском университете. Здесь Моравиа читает лекции о творчестве крупнейших итальянских авторов И. Ньево, А. Мандзони, Дж. Верга. Во Франции Моравиа знакомится с антифашистской эмиграцией. Она вызвала в нем двойственное чувство, и это отразилось в парижских сценах романа «Конформист» («Il conformista», 1951), в 1970 году экранизированного Бернардо Бертолуччи. Проведя еще некоторое время в Мексике, писатель возвращается в Италию и в 1937 году выпускает сборник новелл «Обман» («L’imbroglio»), с которого начнётся его длительное сотрудничество с издательством «Бомпьяни». В конце 30-х годов Моравиа уже не стал бы утверждать, что политика его не интересует. Но опубликовать откровенное антифашистское произведение в Италии практически невозможно. Но тем не менее Моравиа это удалось. В 1941 году он издал роман «Маскарад» («La mascherata», 1941). Однако это произведение уже при втором издании изымается властями, и Альберто не может больше писать под своим настоящим именем, и он берет себе псевдоним - Псевдо (Pseudo), таким образом подписываясь под статьями в журнале «Перспективы», которым руководит Курцио Малапарте.

В 1941 Моравиа женится на Эльзе Моранте, с которой знаком с 1936 года. Эльза тоже была писателем, правда гораздо менее значительным, нежели её муж. Самым знаменитым её произведением станет роман «История» («La storia», 1974). Вместе с женой Альберто долгое время живёт на острове Капри, где пишет роман «Агостино» («Agostino», 1944). Его антиправительственные статьи в газете «Иль Пополо ди Рома» («Il Popolo di Roma») резко критикуются в обществе. В последние годы фашизма писатель вынужден скрываться, так как его имя фигурирует в списках полиции.

После высадки союзников в сентябре 1943 года Моравиа вместе с женой скрываются в городке Фонди, в Чочарии, и на основе увиденного там и пережитого Моравиа напишет один из самых известных своих романов «Чочара» («La ciociara», 1957). В 1944 году, во время немецкой оккупации, выходят рассказы из сборника «Эпидемия» («L’epidemia») и эссе «Надежда, или Христианство и коммунизм» («La Speranza, ovvero Cristianesimo e Comunismo»). После освобождения Италии он возвращается в Рим и начинает активно работать как на литературном, так и на журналистском поприще. В частности, для газеты «Коррьере делла сера» Моравиа будет писать до последних дней жизни.

В послевоенные годы его литературное творчество переживает расцвет, к его произведениям часто обращается кинематограф. После выхода романа «Римлянка» («La romana», 1947) выходят повести «Неподчинение» («La disubbidienza», 1948), «Супружеская любовь и другие рассказы» («L’amore coniugale e altri racconti», 1949) и роман «Конформист» («Il conformista», 1951). Книги Моравиа переводят за рубежом, на основе его произведений снимают фильмы.

В 1952 году за сборник «Рассказы» («I racconti») ему была присуждена самая престижная литературная премия Италии «La Strega», хотя Ватикан включает все его произведения в «Индекс запрещенных книг». Годом позже Моравиа становится одним из основателей журнала «Новые аргументы» («Nuovi argomenti»), на страницах которого будут публиковаться Жан-Поль Сартр, Элио Витторини, Итало Кальвино и др.

В 1954 году выходят сборник «Римские рассказы» («I racconti romani») и роман «Презрение» («Il disprezzo»). В первой половине 50-х Моравиа пишет многочисленные предисловия к произведениям итальянских авторов, а в 1957 году начинает сотрудничать с журналом «Эспрессо», в котором будет вести рубрику о кино. В это же время писатель все больше интересуется театром и пишет пьесы «Маскарад» и «Беатриче Ченчи». В 1958 году, впервые посетив Советский Союз, выпускает эссе «Месяц в СССР» («Un mese in URSS»).

После выхода в 1959 году сборника «Новые римские рассказы» («Nuovi racconti romani»), а в 1960 году романа «Скука» («La noia», литературная премия Виареджо за 1961 год), литературная карьера писателя находится на вершине славы, а сам Моравиа признан ведущей фигурой литературных кругов Рима. Теперь его мнение считается одним из самых авторитетных в литературе.

В апреле 1962 года Моравиа расстается с Эльзой Моранте; его новой спутницей становится молодая писательница Дача Мараини. В этом же году выходят эссе «Мысль об Индии» («Un’idea dell’India») и первый из задуманных трех сборник рассказов «Робот» («L’automa»). В 1967 году выйдет второй сборник «Вещь есть вещь» («Una cosa è una cosa»), а в 1970-м третий - «Рай» («Il paradiso»). В 1963 году в сборнике под заглавием «Человек как завершение и другие эссе» («L’uomo come fine e altri saggi») Моравиа объединяет очерки и эссе различной тематики, написанные с 1941 по начало 60-х годов. Вступив в полемику с неоавангардной «Группой 63», в 1965 году публикует свой экспериментальный «роман в романе» «Внимание» («L’attenzione»).

В конце 60-х годов выходят из печати и ставятся на сцене пьесы Моравиа «Бог Курт» («Il dio Kurt», 1968) и «Жизнь есть игра» («La vita è gioco», 1969). В 1971 году выходит отмеченный влиянием фрейдизма и ставший скандально известным роман «Я и он» («Io e lui»), а также критическое эссе «Поэзия и роман» («Poesia e romanzo»), а в 1972 году писатель отправляется в длительные поездки в Африку, результатом которых станет книга «Из какого ты племени?» («A quale tribù appartieni?», 1972).

В 1973 году выходит его новый сборник рассказов «Другая жизнь» («Un’altra vita»), а в 1976-м - еще один, под заглавием «М-да» («Boh»). В 1978 году опубликован его новый роман «Внутренняя жизнь» («La vita interiore»), ставший итогом семилетнего труда.

[b]Последние годы жизни[/b]

В 1983 году выходит сборник рассказов «Вещь» («La cosa»), посвящённый Кармен Ллера, новой спутнице жизни Моравиа, испанке, почти на 47 лет моложе писателя. Он женится на ней в 1986 году, вызвав множество слухов и скандалов.

Во второй половине 80-х годов выходят два тома его «Собрания сочинений», охватывающих соответственно периоды с 1927 по 1947 гг. и с 1948 по 1968 гг.

В 1984 году он становится депутатом в Европейском парламенте, избранным как независимый кандидат от Итальянской коммунистической партии. В это время он работает над репортажами из Страсбурга для рубрики «Европейский дневник» газеты «Коррьере делла Сера».

В 1990 году, вместе с журналистом Аленом Элканном, Моравиа пишет всемирно известную автобиографию, озаглавленную «Жизнь Моравиа» («Vita di Moravia»).

Скончался в своей квартире в Риме 26 сентября 1990 года, похоронен на римском кладбище Кампо Верано. Опубликованы посмертно сборники ранних рассказов «Ромильдо» («Romildo», 1993) и «Пропавшие рассказы» («Racconti dispersi», 2000).

[b]Творчество и влияние на мировую литературу[/b]

Критическая оценка произведений Альберто Моравиа превратила его в одного из наиболее значимых представителей неореализма XX века. Но этим направлением не исчерпывается все его творчество. Ему близки некоторые положения марксизма, на основе которых он проводит свой критический анализ буржуазии, но в то же время его творчество занимают и положения фрейдизма, дающие автору возможность по-другому взглянуть на общество, показать его искажённое мировосприятие, которое основывается исключительно на власти и деньгах.

Для всей итальянской литературы 60-х годов он стал своеобразным символом, точкой отсчёта в рассмотрении тех или иных вопросов. Его гражданская позиция многими была взята за веру. А для общества в целом он стал примером свободного творца, имеющим всегда своё, исключительное мнение. Моравиа никогда не отступал от собственных принципов, стараясь всегда придерживаться своей позиции, которая, в своё время, зачастую была очень спорна. В какой-то мере именно своей «устойчивостью» он и получил признание во всех литературных (и не только) кругах.

Но заслуга Моравиа не только в его общественных действиях, но и в мастерстве письма. Его первый роман «Равнодушные» по праву считается одним из самых ярких произведений XX века. В центре всех творений Моравиа стоит человек, но в то же время он часто прибегает к абстракции, иногда даже к столь популярному в середине века абсурду. Его творчество всегда неординарное: он тяготеет то к сюрреализму, то к неореализму; в то же время Моравиа занимает и эссеистика, в которой, помимо фактических данных, он добавляет и собственное восприятие мира. Его короткие рассказы отличаются насыщенностью описаний и в то же время глубоким смыслом, скрытым в общей фабуле произведения.

Моравиа не сделал каких-либо значимых скачков в плане литературы, но он стал одним из самых значительных писателей всего мира в XX веке.

[/block]
[block=Библиография]

«Gli indifferenti»
«Cortigiana stanca»
«Il conformista»
«L’imbroglio»
«La mascherata»
«Agostino»
«La ciociara»
«L’epidemia»
«La Speranza, ovvero Cristianesimo e Comunismo»
«La romana»
«La disubbidienza»
«L’amore coniugale e altri racconti»
«I racconti»
«Il disprezzo»
«I racconti romani»
«Un mese in URSS»
«Nuovi racconti romani»
«Un’idea dell’India»
«L’automa»
«Una cosa è una cosa»
«Il paradiso»
«L’uomo come fine e altri saggi»
«L’attenzione»
«Il dio Kurt»
«La vita è gioco»
«Io e lui»
«Poesia e romanzo»
«A quale tribù appartieni?»
«Un’altra vita»
«La vita interiore»
«La cosa»
«Vita di Moravia»
«Romildo»
«Racconti dispersi»


[/block]
[block=Экранизации]

2020 Gli indifferenti ...роман
2004 Páramo (короткометражный) ... рассказ
1998 Желание / L'ennui ... роман
1993 Подглядывающий / L'uomo che guarda ... роман
1991 Zavreno pro rodinny smutek (короткометражный) ... рассказ
1991 Мужья и любовники / La villa del venerdì ... роман
1989 Пояс / La cintura ... роман
1989 Две женщины / La ciociara (ТВ) ... роман
1988 Лоточник / Dastforoush ... рассказ
1988 Римлянка / La romana (мини-сериал) ... роман
1988 Я и он / Ich und er ... роман
1988 La divina providencia (короткометражный)
1985 Внимание / L'attenzione ... роман
1983 Le ambizioni sbagliate (ТВ) ... роман
1981 Непокорность / La disubbidienza ... роман
1980 Дезидерия: Внутренний мир / Desideria: La vita interiore ... роман
1975 Обнаженная магия / Magia nuda
1973 Он и я / Io e lui ... рассказ
1973 Two Women (ТВ) ... роман
1970 L'amore coniugale ... роман
1970 Конформист / Il conformista ... роман
1969 Преступление в теннисном клубе / Delitto al circolo del tennis ... рассказ
1969 Невидимая женщина / La donna invisibile ... рассказ
1967 Дикий глаз / L'occhio selvaggio
1964 Le ore nude ... роман
1964 Равнодушные / Gli indifferenti ... роман
1963 Вчера, сегодня, завтра / Ieri, oggi, domani ... роман
1963 Скука / La noia ... роман
1963 Презрение / Le mépris ... роман
1962 Агостино / Agostino ... роман
1962 Трудная любовь / L'amore difficile ... рассказ
1960 L'Italia non è un paese povero
1960 Чочара / La ciociara ... роман
1960 Смех Джойи / Risate di gioia ... рассказы
1960 Глупый день / La giornata balorda ... и роман
1960 Дофины / I delfini
1960 Прекрасный возраст / Le bel âge ... роман
1958 Летние рассказы / Racconti d'estate ... и сюжет
1956 Faccia da mascalzone ... рассказ
1955 Римские рассказы / Racconti romani ... и роман, и и сюжет, рассказы
1954 Женщина с реки / La donna del fiume ... рассказ
1954 Жаль, что ты каналья / Peccato che sia una canaglia ... рассказ
1954 Римлянка / La romana ... и роман
1954 Наши времена / Tempi nostri - Zibaldone n. 2 ... рассказ
1953 Волчица / La lupa
1953 Провинциалка / La provinciale ... роман
1952 Чувствительность / Sensualità
1951 È colpa del sole (короткометражный)
1951 Последнее заседание / Ultimo incontro
1940 Il peccato di Rogelia Sanchez

[/block]
[block=Фильмография]

1991 Caldo soffocante
1949 Monastero di Santa Chiara

[/block]
[block=Режиссер]

1951 È colpa del sole (короткометражный)

[/block]
Дата добавления
22.10.2016 в 11:54
Автор
18415138
Дата редактирования
28.11.2020 в 11:33
Последнее обновление персоны в архиве
19.11.2024 в 05:13