Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
33336
Имя
Ольга Лепешинская
Дата рождения
28 сентября 1916 года
Титульное фото
https://i120.fastpic.org/big/2022/1011/79/4fcfa46a1d24fd78c9b92722a1d09b79.jpg
Фотографии
https://i120.fastpic.org/big/2022/1011/27/3eff6771af6eff54f44eb959ea6fb127.jpg
https://i120.fastpic.org/big/2022/1011/bd/fa54e647cc761ca20b3e33525a8f89bd.jpg
https://lostpix.com/img/2024-10/15/u5jhu0aknoy9j1tv9p9uhf9zr.jpg
https://i120.fastpic.org/big/2022/1011/5c/8adce2191c581f5e7317040fb5bad85c.jpg
Информация [15261 символ]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Ольга Васильевна Лепешинская
[b]Дата рождения:[/b] 28 сентября, 1916 | весы
[b]Место рождения:[/b] Киев, Польша, Российская Империя
[b]Дата смерти:[/b] 20 декабря, 2008 | 92 года
[b]Место смерти:[/b] Москва, Россия
[b]Карьера:[/b] Балерина
[b]Жанр:[/b] Балет
[b]Супруг:[/b] [person]Илья Трауберг[/person] (развод), Леонид Райхман (развод), Алексей Антонов (умер)
[/block]

[block=Биография]

Ольга Васильевна Лепешинская - артистка балета и балетный педагог, прима-балерина Большого театра. Народная артистка СССР, лауреат четырёх Сталинских премий.

[b]Происхождение [/b]

Лепешинская Ольга Васильевна родилась в Киеве 28 сентября 1916 года в семье Марии и Василия Лепешинских. Революционные потрясения и гражданскую войну эта семья пережила сравнительно спокойно, а когда в России началась ликвидация разрухи, папа девочки, одаренный инженер, возводивший еще Китайско-Восточную железную дорогу, стал весьма востребованным у новой власти как эксперт по проектированию мостов. Лепешинские были потомственными дворянами, однако репрессии и регулярные чистки «бывших» их не коснулись. Дедушка Ольги являлся известным народовольцем, а ее двоюродный дядя находился в ссылке вместе с В.И. Лениным – и это была лучшая индульгенция в 1920-е годы.

[b]Детские годы и балетное училище[/b]

Детство у маленькой Оли было спокойным, несмотря на различные революционные восстания и первую мировую войну. Она практически с первых шагов стала танцевать, чуть заслышав музыку. Однако о карьере танцовщицы она и не мечтала. Ольга хотела, как и папа посвятить свою жизнь строительству мостов, но все решил случай. В 1923 году во время отдыха в Крыму танцующую маленькую Ольгу увидела бывшая балерина. Она и посоветовала отдать девочку в хореографическое училище. Однако приемная комиссия государственной балетной школы при Большом театре не увидела в девочке особых талантов и отказала в приеме. Все могло бы на этом и закончиться, если бы не упрямый и волевой характер будущей балетной примы. Девочка начинает с особым усердием заниматься хореографией. Несколько раз в неделю ездит на занятия к О.Н. Некрасовой. Ее старания не прошли даром. Одну из учениц балетной школы из-за болезни отчислили, и на ее место была принята Ольга Лепешинская. К обучению будущих артисток в этом учебном заведении относились весьма серьезно, ведь многие из них потом попадали в Большой театр. И на прославленную сцену Ольга Лепешинская вышла очень рано - в 10 лет. Тогда ученицы-второклассницы изображали стайку птичек, радующихся приходу весны, в опере «Снегурочка». Затем девочка дебютировала и в первой своей настоящей роли – она воплощала образ Феи Драже в «Щелкунчике». А после выпуска из балетного техникума, в который школа была реорганизована в 1931 году, Ольга танцевала уже главную партию.

[b]Большой театр[/b]

В 1933 году окончила Московское хореографическое училище (педагог А. И. Чекрыгин), дебютировала в Большом театре в балете «Тщетная предосторожность». Обладая искромётной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, с успехом танцевала как классические - Китри в «Дон Кихоте» Л. Ф. Минкуса, Аврору в «Спящей красавице» П. И. Чайковского, Одетту и Одилию в «Лебедином озере» того же автора, - так и современные партии: Тао Хоа в «Красном маке» Р. М. Глиэра, Жанна в «Пламени Парижа» Б. В. Асафьева и др.

[b]Путь к славе[/b]

В 18 лет Ольга Лепешинская стала знаменитой. В 1935 году она была задействована в премьерном балете «Три Толстяка», где исполнила партию девочки Суок. Ее выступления были восторженно встречены публикой, а в прессе молодую балерину окрестили восходящей звездой. Кроме того, юная знаменитость начала активно заниматься общественной деятельностью, сначала стала членом райкома и Московского горкома комсомола, затем, через четыре года - депутатом Московского совета. К тому времени на афишах балерину стали именовать «орденоносцем», а в 1937 году она была удостоена ордена «Знак Почёта». Для артистки, недавно отпраздновавшей двадцатилетие, это было настоящим признанием и залогом блестящей карьеры.

[b]Разные роли[/b]

Однако не все в судьбе юной знаменитости складывалось гладко. Репрессии 1930-х годов все-таки не обошли семью балерины стороной. Однажды арестовали тетю Ольги, но на жизни, которую вела Лепешинская Ольга Васильевна, это, к счастью, не сказалось. В театре артистка все время исполняла новые партии. Она изобразила Зину в «Светлом ручье», воплотила образ принцессы Авроры в «Спящей красавице», танцевала Полину в «Кавказском пленнике» и Машу в «Щелкунчике». Ей также довелось исполнить партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Об Ольге часто и благосклонно отзывались в прессе. Но сама балерина далеко не всегда была довольна тем, что делала. Например, когда она сочла, что не сможет довести до совершенства партию Одетты, то попросила руководство освободить её от участия в «Лебедином озере». Подобный случай был для того времени беспрецедентным. А самыми лучшими своими ролями Ольга называла партию Светланы в одноименной постановке и Китри в балете «Дон-Кихот». Лепешинская никогда не страдала «звездной» болезнью и реально оценивала свои достижения. На закате карьеры она утверждала, что ее хореография не была выдающейся, однако природная техника и огненный темперамент делали ее неподражаемой.

[b]Ольга Лепешинская и Сталин[/b]

Карьера балерины складывалась очень успешно потому, что она очень строго относилась к себе и постоянно занималась самосовершенствованием. Выступления артистки были настолько хороши, что на нее обратил внимание сам Сталин, шутливо называл «стрекозой», а после учреждения Сталинской премии собственноручно внес её имя в перечень первых лауреатов. Это произошло перед началом Великой Отечественной Войны, поэтому, получив огромные деньги (100 000 рублей), Ольга большую их часть отдала фонду обороны. Вождь народов всегда питал слабость к Лепешинской и часто баловал ее дорогими подарками. Однажды в Кремле балерина пила шампанское, и ей очень понравились бокалы. На следующий день ей доставили пару таких фужеров с гравировкой «Попрыгунье-стрекозе от И. Сталина».

[b]Военные годы [/b]

Во время войны Большой театр эвакуировали в Куйбышев. В те годы балерина не только постоянно выступала на сцене, но и изъездила с концертами всю страну. Она неоднократно танцевала и перед солдатами на фронте. Однажды ее концертная бригада чуть не оказалась в плену у немцев. Лепешинская узнала об этом только в 1975 году, когда получила письмо от офицера, бывшего на том выступлении. Он сообщил, что сразу после концерта и отъезда артистов, дорогу перекрыли фашисты и завязался кровопролитный бой. В 1943 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Алые паруса», поставленного по одноимённой повести А. С. Грина. Исполнительницей главной партии Ассоль была О. В. Лепешинская. С этим балетом труппа гастролировала по освобождённым городам. Говорят, что Лепешинская, у которой к концу жизни скопилось 14 орденов, считала самыми дорогими наградами медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За оборону Москвы», справедливо считая, что в победе над фашистами существует и её вклад.

[b]После войны[/b]

Первой постановкой в послевоенные годы, в которой балерина была задействована, стала «Золушка» С. Прокофьева. В ней балерина исполнила главную партию. Образ, воплощенный Лепешинской, очень соответствовал времени, ведь к ее героине после нелегких испытаний приходит счастье и долгожданная любовь. За эту роль в 1946 году Ольга была удостоена еще одной Сталинской премии. После этого, в 1947 и 1950 годах, получила еще две – за партии, исполненные в «Пламени Парижа» (Жанна) и «Красном маке» (Тао Хоа). В 1951 году Ольге Васильевне вместе с Галиной Улановой присвоили звание Народной артистки СССР. Ольга Васильевна много гастролировала по городам СССР и за рубежом. Среди её партнёров были А. Н. Ермолаев, А. М. Мессерер, П. А. Гусев и другие выдающиеся танцовщики. В 1959 году снялась в фильме-балете «Граф Нулин».

[b]Личная жизнь [/b]

Ольга Лепешинская, выходила замуж три раза. Первый муж - кинорежиссёр Илья Трауберг (развелись незадолго до начала Великой Отечественной войны).

Второй брак был с генерал-лейтенантом МГБ СССР Леонидом Райхманом. В 1951 году он внезапно был арестован, но балерина сумела договориться о его освобождении. По этому поводу ходило много слухов, однако правда известна только ей, Берии и возможно Сталину. После освобождения Леонид, боясь навредить Ольге, не вернулся в дом и семья распалась.

В 1956 она познакомилась с генералом армии Алексеем Антоновым. Через некоторое время влюбленные поженились и зажили счастливо. Третий брак балерины оказался счастливым, однако в 1962 году Антонов скоропостижно скончался. Эту утрату Ольга Лепешинская переживала тяжело, она почти лишилась зрения. После этого о выступлениях в театре можно было забыть. Зрение со временем удалось восстановить, и несколько лет артистка работала в Италии. В Италии же началась ее педагогическая карьера: Лепешинскую убедили дать несколько уроков в Римской академии танца "Санта Чечилия". Затем Ольга Васильевна попыталась вновь вернуться на сцену. Однако поняла, что ее хореография изменилась, пропали радость и душевный подъем, которыми отличались её танцы. Тогда Лепешинская на долгие годы уехала за границу.

Детей актриса не имела. По собственному признанию балерины, «ради балета не родила ребенка», о чём впоследствии сожалела.

[b]Педагогическая деятельность[/b]

Ольга Лепешинская работала в разных странах. Она создавала балетные национальные труппы, передавала свой богатый опыт начинающим балеринам. Ольга Васильевна очень хотела работать на родине, но здесь её педагогические способности не оценили. При этом авторитет артистки в театральной среде был непререкаем, более тридцати лет Лепешинская была главой оргкомитета международных балетных конкурсов в Москве и президентом Российской хореографической ассоциации. У этой замечательной женщины было столько почетных званий и международных наград, что она даже затруднялась припомнить некоторые из них. После завершения карьеры в 1963 году Лепешинская занималась преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме, Будапеште, Мюнхене, Берлине и многих других городах, участвовала в жюри международных конкурсов артистов балета. Ольга Васильевна входила в правление общества «СССР - Япония» и «СССР - США».

С 1992 года О. В. Лепешинская - президент Российской хореографической ассоциации, а с 1996 года возглавляла правление Центрального дома работников искусств. В 1997 году стала профессором ГИТИСа. Более 50 лет возглавляла государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа.

[b]Уход из жизни[/b]

Ольга Лепешинская прожила долгую и интересную жизнь. Она до последних дней оставалась сильным человеком с железной волей и принципами. Умерла Ольга Васильевна в субботу 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве. «Она уснула и не проснулась» - рассказал родственник балерины. Похоронена на Введенском кладбище в Москве. Ольга Лепешинская была последней народной артисткой СССР, получившей звание при Сталине.

[b]Наследство[/b]

Ольга Лепешинская, биография которой очень поучительна, была человеком кипучей энергии, до последних дней она продолжала трудиться. Однако слава балерины недолговечна, и перед смертью судьбой Ольги Васильевны никто не интересовался. Возле нее появились новые друзья, которые после ее кончины получили богатое наследство знаменитости. В него входили старинные полотна, дорогие меха и драгоценности, а также элитная недвижимость. Конечно, Ольга Лепешинская – балерина, наследство которой заключается далеко не в этом. Она дарила радость окружающим людям, много работала, делилась своим богатым опытом, однако материальных свидетельств ее таланта почти не сохранилось, а ценностями, которые у нее были, завладели посторонние люди. Эта история активно обсуждалась в СМИ, но должного развития так и не получила. Отдельные вещи артистки впоследствии были переданы в Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина и теперь трепетно в нем хранятся. В 2012 году несколько нарядов и сценических костюмов (к номеру «Девушка и гусар» и к балету «Дон Кихот») были представлены на выставке «Мода за железным занавесом. Из гардероба звёзд советской эпохи», прошедшей в Хлебном доме музея-заповедника Царицыно.

[/block]



[block=Фильмография]

2004 Ольга Лепешинская. Диалог с легендой (документальный) ... Ольга Лепешинская
1969 Молодой балет мира (документальный)
1959 Граф Нулин (фильм-спектакль) ... Наталья Павловна
1951 Большой концерт ... Ольга Александровна, гостья в подшефном колхозе
1942 Концерт фронту ... солистка балета


[/block]

[block=Работы в театре]

[b]Большой театр[/b]

«Щелкунчик» ... фея Драже
«Тщетная предосторожность» ... Лиза
«Три толстяка» ... Суок
«Дон Кихот» ... Китри
«Алые паруса» ... Ассоль
«Пламя Парижа» ... Жанна
«Спящая красавица» ... Аврора
«Кавказский пленник» ... Полина
«Щелкунчике» ... Мария
«Лебединое озеро» ... Одетта, Одиллия
«Золушка» ... Золушка
«Красный мак ... Тао Хоа
«Тропою грома» ... Фадетта, Сари
[/block]

[block=Награды и премии]

Почётный гражданин Западного и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма
Почётная медаль шведской балерины Карины Арии
Ордена и медали Албании, Германии, Венгрии, Румынии, Швеции, Югославии и Египта
Орден Знамени (ВНР)
Медаль «За ратную доблесть»
Медаль «Ветеран труда»
Действительный член четырех иностранных академий
Высший орден Филиппин
Большой янтарный крест Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства - "за талант, труд, честь и постоянство"
Академик Международной академии творчества

2006 Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие отечественного хореографического искусства
2005 Благодарность Президента России
2000 Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца»
1996 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
1986 Орден Октябрьской Революции
1974 Доктор гуманитарных наук Филиппин
1971 Орден Ленина
1970 Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
1970 Член-корреспондент Академии искусств ГДР
1966 Орден Трудового Красного Знамени
1951 Орден Трудового Красного Знамени
1951 народная артистка СССР
1950 Сталинская премия второй степени - за исполнение партии Тао Хоа в балете «Красный мак» Р. М. Глиэра
1947 Сталинская премия первой степени - за исполнение партии Жанны в балете «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева
1947 Первая премия I Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Праге
1947 Народная артистка РСФСР
1946 Сталинская премия первой степени - за исполнение заглавной партии в балете «Золушка» С. С. Прокофьева
1945 Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
1944 Медаль «За оборону Москвы»
1942 Заслуженная артистка РСФСР
1941 Сталинская премия первой степени - за выдающиеся заслуги в области балетного искусства
1937 Орден «Знак Почёта»


[/block]

[block=Ссылки]

[url=http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=644]Чтобы помнили. Ольга Лепешинская[/url]
[/block]
Дата добавления
07.03.2017 в 00:55
Автор
4601316
Дата редактирования
29.09.2017 в 07:42
Последнее обновление персоны в архиве
19.11.2024 в 05:14