Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
42186
Имя
Сергей Танеев
Дата рождения
13 ноября 1856 года
Титульное фото
https://i124.fastpic.org/big/2024/1015/73/fa4d9cc97dd7410649d8a9c5d080e173.jpg
Фотографии
https://i120.fastpic.org/big/2022/0911/32/86a774735ea6f7cc0b43bebf59b65032.jpg
https://i6.imageban.ru/out/2022/09/11/d4dac6d156a9260c26c8a660073f73e2.jpg
https://i120.fastpic.org/big/2022/0911/f6/cebe624094b6681cb517cac63ea2c7f6.jpg
Информация [7246 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Сергей Иванович Танеев
[b]Дата рождения:[/b] 13 ноября, 1856 | скорпион
[b]Место рождения:[/b] Владимир, Российская империя
[b]Дата смерти:[/b] 6 июня, 1915 | 58 лет
[b]Место смерти:[/b] Дютьково, Московская губерния, Российская империя
[b]Карьера:[/b] Композитор
[b]Жанр:[/b] Классическая музыка
[/block][block=Биография]

Сергей Иванович Танеев - русский композитор, пианист, педагог, теоретик музыки, музыкально-общественный деятель. Младший брат адвоката Владимира Ивановича Танеева.

Родился 13 ноября 1856 года во Владимире. Принадлежал к роду дворян, ведущему свою историю с XV века. Его отец, Иван Ильич Танеев (1796–1879) - магистр словесности, врач, статский советник, музыкант-любитель.

С пяти лет учился игре на фортепиано. После переезда в Москву в 1866 году поступил вольным слушателем в только что открывшуюся консерваторию. Занимался в младших классах у Эдуарда Лангера (фортепиано, элементарная теория музыки и сольфеджио). В 1869 году стал действительным учеником и продолжил занятия в классе фортепиано Николая Рубинштейна, гармонии, инструментовки и свободного сочинения у Чайковского, контрапункта, фуги и музыкальной формы у Николая Губерта. В 1875 году окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано и композиции с золотой медалью.

В 1875 году выступил в московской премьере 1-го фортепианного концерта Чайковского и в дальнейшем был первым исполнителем большинства его крупных фортепианных концертов: Второго, а также Третьего, который доработал после смерти автора. Исполнял также собственные сочинения. Выступал не только как солист, но и в ансамбле (с Леопольдом Ауэром, Генрихом Венявским, Карлом Давыдовым и др.), играл на российских сценах и за рубежом.

[b]Научная и педагогическая деятельность[/b]

С 1878-го по 1905-й год преподавал в Московской консерватории (с 1881 года - профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано (1881–1888), свободного сочинения (1883–1888), полифонии, контрапункта и фуги (с 1888-го), музыкальной формы (с 1897-го). С 1885-го по 1889-й занимал должность директора Московской консерватории и руководил оркестровым и хоровым классами. В это время и до конца своей жизни композитор проживал со своей няней в съёмном доме в Малом Власьевском переулке.

В 1905 году, в знак протеста против авторитарных методов руководства, Танеев покинул консерваторию и больше в неё не возвращался, несмотря на просьбы профессоров и учеников. Был одним из основателей и педагогов Народной консерватории. Танеев также участвовал в работе Пречистенских рабочих курсов для рабочих, изучал музыкальный фольклор, занимался с учениками частным образом (почти всегда безвозмездно).

Танеев стал в России уникальным учёным-музыковедом европейского масштаба, чьи работы по сей день не потеряли актуальность. Ему принадлежит ряд научных исследований в области фольклора («О музыке горских татар»), источниковедения (работа об ученических рукописях Моцарта), полифонии («Подвижной контрапункт строгого письма», 1889 - 1906 годы, его продолжение - «Учение о каноне», конец 1890-х -1915 год) и других. Труды по полифонии интересны ещё и тем, что композитор впервые предложил простую математическую формулу для сочинения сложных контрапунктов. Не случайно в качестве эпиграфа к книге «Подвижной контрапункт строгого письма» Танеев берёт слова Леонардо да Винчи, которые соответствовали многим устремлениям Танеева как учёного:

«Никакое человеческое знание не может претендовать на звание истинной науки, если не прошло через математические формулы выражения».

Кроме того, в предисловии к той же книге автор предлагает осмысление процессов, происходящих в современной ему музыке. В частности, он предрекает дальнейшее развитие музыкального языка в сторону усиления полифонических связей и ослабления функционально-гармонических.

Как педагог, Танеев добивался улучшения профессионального музыкального образования в России, и заботился о высоком уровне музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей. Именно он создал основу для серьёзной музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Танеев первым предложил усовершенствовать современное ему профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступени, соответствующие нынешним среднему специальному (училище) и высшему (консерватория) образованию. Танеев вывел на высокий уровень преподавание в классах контрапункта, канона и фуги, анализа форм музыкальных произведений. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов. Среди его учеников: Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий, Всеволод Задерацкий, Сергей Евсеев (который посвятил несколько литературных трудов творчеству Танеева) и другие.

В 1910 - 1911 годах Танеев вместе с Александром Оссовским выступил в поддержку Сергея Прокофьева и написал письмо к издателю Петру Юргенсону с просьбой опубликовать его произведения. Однако только после убедительного письма Оссовского Юргенсон ответил согласием.

Был одним из первых эсперантистов в России. На языке эсперанто им написаны несколько романсов, на нём же Танеев на первых порах вёл свой дневник.

[b]Последние дни и смерть[/b]

На похороны Скрябина, умершего 14 апреля 1915 года, Танеев пришёл простуженный и получил осложнение. Простуда перешла в пневмонию, и через два месяца он скончался в деревне Дютьково, в которой с 1908 года ежегодно проводил летние месяцы. Был похоронен в некрополе Донского монастыря в Москве. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище.

[b]Творческое наследие[/b]

Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции Глинки, Чайковского, а также Баха и Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Его творчество отмечено глубиной и благородством замыслов, высокой этичностью и философской направленностью, сдержанностью высказывания, мастерством тематического и полифонического развития.

В своих сочинениях Танеев тяготел к нравственно-философской проблематике. Такова, например, его единственная опера, «Орестея» - образец претворения античного сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные произведения (трио, квартеты, квинтеты) принадлежат к лучшим образцам этого жанра в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил популярный в отечественной музыке XVII-XVIII веков жанр - хоры акапелла. В инструментальной музыке особое значение придавал интонационному единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные ансамбли).

[i]По материалам Википедии[/i]
[/block][block=Композитор]
[b]Симфонические произведения[/b]

1911 «Фортепианный квинтет соль-минор»
1908 «Фортепианное трио ре-мажор»
1906 «Фортепианный квартет ми-мажор»
1895 «Орестея»
1876 «Концерт для фортепиано с оркестром»

[b]Хоровые произведения[/b]

1914 «Шестнадцать хоров акапелла для мужских голосов»
1909 «Двенадцать хоров акапелла для смешанных голосов»
1907 «Монастырь на Казбеке»
1907 «Ночи»
1900 «Звёзды»
1900 «Альпы»
1898 «Восход солнца»
1898 «Из края в край»
[/block]
Дата добавления
10.05.2022 в 17:16
Автор
4138517
Дата редактирования
10.11.2023 в 20:42
Последнее обновление персоны в архиве
26.11.2024 в 05:48