Вход
О сайте | Раздачи / Журнал | Персоны / Журнал
ID
43245
Имя
Теофиль Готье
Дата рождения
31 августа 1811 года
Титульное фото
https://i124.fastpic.org/big/2024/1015/5d/a7c08782e8f8b1031611a2feed43005d.jpg
Фотографии
Информация [11046 символов]
[block=Краткая биография]
[b]Имя:[/b] Théophile Gautier
[b]Дата рождения:[/b] 31 августа, 1811 | дева
[b]Место рождения:[/b] Тарб, Франция
[b]Дата смерти:[/b] 23 октября, 1872 | 61 год
[b]Место смерти:[/b] Париж, Франция
[b]Карьера:[/b] Писатель
[b]Жанр:[/b] Роман, новелла, очерк, поэма
[b]Супруга:[/b] Эрнестина Гризи (трое детей)
[/block][block=Биография]

Пьер Жюль Теофиль Готье - французский прозаик и поэт романтической школы, журналист, критик, путешественник.

[b]Детство и юность[/b]

Родился 31 августа 1811 года в Тарбе, на юге Франции, но вскорости его семья переехала в столицу. Рождение в южном климате наложило глубокий отпечаток на темперамент поэта, сохранившего на всю жизнь, проведённую почти исключительно в Париже, тоску по югу и тому, что он называет в своей автобиографии "южным фоном".

Получив блестящее гуманитарное образование, Готье начал с живописи, и будучи учеником в мастерской Риу, стал ревностным сторонником романтизма, сосредоточенного около идола тогдашней молодёжи, Виктора Гюго. В баталиях, происходивших на представлениях «Эрнани», Готье принимал энергичное участие, предводительствуя отрядом восторженной молодёжи. Тогдашний костюм Готье, его красный жилет и длинные волосы, вошли в историю романтизма; воспоминания о них преследовали Готье долго после того, как он перестал выражать своё литературное мировоззрение внешними признаками.

[b]Карьера[/b]

В 1830 году вышел первый томик стихотворений Готье, внешнему успеху которого сильно повредили политические события. Этим сборником он попал в романтическую элиту, как называл себя кружок молодых энтузиастов нового направления. Ближайшими друзьями Готье были Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль и другие члены кружка, про которых говорили, что они живут поэзией, завтракая одой и обедая балладой. «Мы верили тогда, мы любили, мы восторгались, мы были опьянены прекрасным, у нас была божественная мания искусства» - писал Готье Шарлю Сент-Бёву, вспоминая об этом времени.

К периоду 1830-го - 1836-го гг. относятся многие из самых известных произведений Готье - поэма «Альбертус» (1832), романы «Молодая Франция», (1834), «Мадемуазель де Мопен» (1835), «Фортунио» (1838), «Слеза дьявола» (1839), a также первая часть книги о забытых поэтах XV—XVII веков «Гротески».

В поэме «Альбертус» Готье примкнул к самому крайнему романтизму по выбору сюжета и его обработке, представляющей квинтэссенцию романтической приподнятости страстей, эксцентричности образов, антитез и метафор. Но уже в «Молодой Франции» Готье вносит в общее течение романтизма свою оригинальную нотку простоты и поэтичности, умеряющую вычурность и резкость обычного романтического стиля. Одна из самых поэтичных и художественно прекрасных новелл сборника - известный рассказ «Гнездо соловья».

В «Комедии смерти» поэт блуждает между гробницами, пытаясь узнать от мёртвых тайну жизни и смерти. Из других пьес сборника некоторые отмечены беспричинной мрачностью, которую романтики любили вводить в поэзию ради красивых эффектов. Но наряду с ними есть грациозные и естественно-поэтичные пьесы, как например, «Караван», «Химера», «Сфинкс» и «Пастель». В них уже сказывается необыкновенная артистичность в отделке стиха, составляющая главную прелесть поэзии Готье и обеспечившая ему почётную характеристику "волшебника французской поэзии", как гласит бодлеровское посвящение ему сборника стихотворений «Цветы зла».

Самое законченное поэтическое произведение Готье - его сборник «Эмали и камеи», отводящий ему одно из самых выдающихся мест во французской поэзии. Над стихотворениями этой книги поэт с любовью работал в часы досуга последние двадцать лет жизни. Каждое из них действительно отделано, как драгоценный камень, и вместе с тем проникнуто искренностью. Все стихотворения связаны с каким-нибудь личным воспоминанием автора, с чем-нибудь пережитым. При жизни поэта этот сборник выходил в шести изданиях, регулярно пополняясь новыми лирическими миниатюрами: в издании 1852 года состоял из 18-ти стихотворений, в издании 1853 года к ним добавилось ещё два. Переиздание 1858 года содержало 18 стихотворений первого издания и 9 новых, но не включала 2 стихотворения второго издания. Издание 1863 года включало уже 38 стихотворений, 1866 года - 39. В окончательное издание 1872 года, вышедшее за несколько месяцев до смерти Готье, вошло 47 стихотворений.

[b]Журналистика[/b]

Забота о средствах к существованию сделала Готье журналистом. Он рано дебютировал как художественный критик - уже в октябре 1831 года в газете «Le Mercure» появилась его статья о бюсте Виктора Гюго. Началось плодотворное сотрудничество с целым рядом парижских газет: «Читальный зал», «Литературная Франция», «Ариель, газета высшего света», «Фигаро», «Хроника Парижа».

Начиная с 1836 года и до самой смерти, Готье вёл еженедельный драматический фельетон - сначала в «Прессе» Эмиля Жирардена, потом в «Journal Officiel». Кроме того, он написал несколько книг критического и историко-литературного содержания, из которых самая выдающаяся - «Гротески» (1844), в которых автор открыл нескольких давно забытых поэтов XV и XVI веков, таких как Франсуа Вийон, Мадлен де Скюдери, Сирано де Бержерак, Пьер де Сент-Аман, и обнаружил блестящий критический талант, уменье схватить и артистически передать духовный облик писателя. Стиль книги делает её образцом законченно художественной французской прозы. Теми же качествами обладают его «История романтизма» и «Отчёт о достижениях французской поэзии», отличающиеся, к тому же, как и «Гротески», беспристрастием критических суждений, чуждых всякого партийного фанатизма.

Общую тенденцию, характерную для критической манеры Готье, можно определить как желание рассказать о произведении, о впечатлении от него, а не аналитический комментарий как таковой. Но в этом таилась и опасность поверхностной описательности, которую отмечали некоторые современники. Шарль Блан, знаток живописи, писал, что такая критика скользит по поверхности вещей, а сам Эжен Делакруа отмечал, что Готье "берёт картину, описывает её на свой лад, создавая тем самым свою достаточно очаровательную картину, но не совершая настоящего действия критики он доволен, он достиг цели пытливого писателя, но мне кажется дальше он не видит".

[b]Путешествия[/b]

Теофиль Готье был страстным любителем путешествий. В мае 1840 года он впервые отправился сначала в Испанию, а затем в Бельгию. Писателю настолько понравилось открывать для себя новые страны, что он решил попробовать экзотику, и в 1845 году изъездил почти всю Французскую Африку. Затем побывал в Англии, Нидерландах, Германии, Швейцарии, в 1850 году путешествовал по Италии, а в 1852 году посетил Константинополь. Свои путевые впечатления Готье описал в художественных очерках «Путешествие в Испанию», «Италия», «Восток» и других, которые отличаются необыкновенной точностью и поэтичностью описаний природы.

В 1867 году Готье был направлен своим издателем в Россию, прибыв туда в середине русской зимы со всеми её прелестями. Следующим летом он добрался до Нижнего Новгорода, посетив знаменитую тамошнюю ярмарку. Это была самая дальняя точка от Парижа, в которой ему довелось побывать. России Готье посвятил сочинения «Путешествие в Россию», полностью опубликованное на русском языке в 1988 году и «Сокровища русского искусства».

По словам самого писателя, в любой стране он легко ассимилировался среди местных: «Я русский в России, турок в Турции, испанец в Испании, куда я возвращался несколько раз из-за страсти к гонкам с быками».

[b]Последние годы[/b]

В 1862 году Готье избрали председателем Национального общества изобразительных искусств, в результате чего он познакомился со многими известными художниками - Эженом Делакруа, Пьером Пюви де Шаванном, Эдуаром Мане, Гюставом Доре и другими.

В 1865 году он был принят в престижный салон принцессы Матильды Бонапарт, предложившей ему должность своего библиотекаря, что дало писателю доступ ко двору Наполеона III.

С началом в июле 1870 года франко-прусской войны, узнав о наступлении германской армии на столицу, Готье вернулся на родину и остался со своей семьёй - женой Эрнестиной Гризи-Готье, дочерями Жюдит и Эстель, а также сыном Теофилем Готье-младшим.

Умер от сердечного приступа 23 октября 1872 года в Нёйи-сюр-Сен, возле Парижа.

[b]Творческое наследие[/b]

Библиографический перечень написанного Готье, занимает два тома. Ранние драматические фельетоны исчезли, забытые в старых газетах. Но его романы, описания путешествий, критические произведения, и главным образом, стихотворения обеспечили ему первостепенное место во французской литературе. Его благоговейное преклонение перед чистотой и законченностью формы и терпеливое, тщательное отделывание каждой строчки стихов или прозы делают его родоначальником сменившей во Франции романтизм школы парнасцев.

Беззаветно преданный поэзии, он мог заниматься ею только в часы досуга и всю жизнь был стеснён материальными заботами и ненавистной ему журнальной работой. Это накладывало отпечаток грусти на его произведения; в его автобиографических вещах видно постоянное отчаяние от невозможности исполнить теснившиеся в нём поэтические замыслы.

Его дочь Жюдит пошла по стопам отца и также посвятила свою жизнь литературе; ей принадлежит множество переводов с японского языка.

[i]По материалам Википедии[/i]
[/block][block=Библиография]
[b]Романы[/b]

1863 «Капитан Фракасс»
1858 «Роман о мумии»
1850 «Жан и Жанетта»
1848 «Две звезды»
1847 «Невинные распутники»
1847 «Милитона»
1838 «Эльдорадо, или Фортунио»
1835 «Мадемуазель де Мопен»

[b]Новеллы[/b]

1866 «Ложное обращение»
1866 «Листки из альбома юного мазилы»
1866 «Мадемуазель Дафне»
1865 «Спирита»
1856 «Аватар»
1856 «Джеттатура»
1852 «Аррия Марцелла»
1849 «Дитя в дырявых туфлях»
1846 «Клуб гашишистов»
1846 «Водный павильон»
1845 «Подушка девочки»
1844 «Царь Кандавл»
1844 «Пастух»
1843 «Ночной визит»
1842 «Тысяча и вторая ночь»
1841 «Два актёра на одну роль»
1840 «Нога мумии»
1840 «Двойной кавалер»
1839 «Душа дома»
1839 «Золотое руно»
1838 «Трубка опиума»
1838 «Ночь Клеопатры»
1837 «Золотая цепь»
1836 «Собачка маркизы»
1836 «Любовная смерть»
1834 «Омфала. История рококо»
1833 «Под столом»
1833 «Даниель Жовар»
1833 «То и это»
1833 «Чаша с пуншем»
1833 «Соловьиное гнездо»
1832 «Онуфриус»
1832 «Элиас Вильдманстадиус»
1831 «Хозяйка кафе»

[b]Поэзия[/b]

1852 «Эмали и камеи»
1845 «Испания»
1838 «Комедия смерти»
1833 «Альбертус»
1830 «Стихи»

[b]Очерки[/b]

1884 «Отпуск в Индии»
1877 «Восток»
1867 «Сокровища русского искусства»
1867 «Путешествие в Россию»
1865 «Впечатления от путешествия в Швейцарию»
1865 «Во время странствий»
1865 «Вдали от Парижа»
1853 «Константинополь»
1852 «Капризы и зигзаги»
1852 «Италия»
1843 «Путешествие в Испанию»

[b]Российские издания[/b]

2017 «Собрание сочинений в шести томах»
2000 «Путешествие на Восток»
1997 «Мадемуазель де Мопен»
1991 «Два актёра на одну роль. Сборник новелл»
1990 «Путешествие в Россию»
1989 «Эмали и камеи»
1972 «Избранные сочинения в двух томах»
[/block]
Дата добавления
05.02.2023 в 18:38
Автор
4138517
Дата редактирования
05.02.2023 в 18:47
Последнее обновление персоны в архиве
26.11.2024 в 05:49